Педагог Зеленодольского судостроительного техникума Тамара Михедова рассказала о его истории
Экскурс в прошлое с педагогом судостроительного техникума Тамарой Михедовой
История нашего города неразрывно связана с судостроительным техникумом, который за долгие годы стал настоящей кузницей кадров, подготовил тысячи будущих корабелов, опытных специалистов и руководителей разных областей. В 2024 году этому прославленному учебному заведению исполняется 80 лет.
За эти десятилетия он пережил разные события: были периоды громких побед и достижений, менялись руководители, название заведения и даже на долгих 13 лет его закрывали. Но в прошлом году колледж возродили, и сегодня фарватер в будущее вновь открыт для специалистов среднего звена, кто своё будущее решил связать с судостроением.
Вспомнить, как все начиналось, мы решили с патриотом техникума, «Отличником народного просвещения», преподавателем истории Тамарой Александровной Михедовой. За 48 лет работы она дала путёвку в жизнь тысячам выпускникам. Долгие годы участвовала в создании музея техникума и была его директором. Мы попросили её провести по нему импровизированную экскурсию, рассказав о некоторых экспонатах.
Эвакуация
— Обычно историю техникума я начинаю со слов «Киев бомбили, нам объявили, что началась война...». Из Киева судостроительный завод «Ленинская кузня» было решено эвакуировать к нам на завод им.Горького. На завод приходило огромное количество оборудования. Сразу разместить его было сложно, а продукция была крайне необходима для фронта, поэтому какое-то время станки стояли под открытым небом, и рабочие трудились прямо на улице.
Вместе с заводом в 1941 году приехал из Киева и судостроительный техникум, который готовил специалистов для предприятия. На стенде есть фотография директора Павла Монеты, который занимался организацией техникума у нас в городе. Трудностей хватало. Были набраны две группы. Занятия проходили в маленьком домишке, не было ни кабинетов, ни библиотеки. Прежде чем садиться за стол, студенты брали санки и ехали на Сушилку за дровами: пилили, рубили, затапливали печь, чтобы согреться, и только потом приступали к занятиям.
Сохранились квитанции, по которым эти дрова выдавали. Часто с занятий ребят снимали для разгрузки пустых ящиков из вагонов. Кроме того, приходилось работать на заводе — обрабатывали снаряды на станках.
Первый приём
В августе 1943 года был организован первый приём 85-ти местных студентов. Также учились 102 человека из числа эвакуированных из Киева и Сталинграда. Обучение шло по четырем специальностям — «Судокорпусостроение», «Судовые машины и механизмы», «Обработка металлов резанием», «Литейное производство».
В 44-ом, после освобождения от фашистов, техникум вернулся в Киев, а на его базе было создано самостоятельное учебное заведение — Зеленодольский судостроительный техникум. Эта дата и стала началом отсчёта биографии ЗСТ.
Сразу же своими силами ученики и преподаватели стали делать пристрой — засыпной барак с печным отоплением. Преподавателями были специалисты завода: главный инженер, главный энергетик, главный экономист. Первые студенты защищали дипломные проекты в июне 1945 года. Среди тех, кто получили дипломы и звание техника-судостроителя были С.Антонов, И.Бандурин, М Калачёва.
Плеяда талантов
А первыми преподавателями была целая плеяда замечательных, талантливых, эрудированных педагогов. Это — С.Галиуллин, А.Гурин, Т.Булыгин, Н.Калмыков, Н.Пашков, В.Ладыгин, И.Протопопов, Т.Картукова, И.Каширский, З.Зайцева, Н,Соколов, Р.Петровская, Я.Эйдерман, Г.Гарбузов, В.Романов, Н.Чурина (Романова), Р.Захарова. Педагогический коллектив тех лет — это высокообразованные, воспитанные люди, которые волею случая оказались в одном пространстве.
Верный Отечеству
И над всем этим созвездием возвышалась личность Михаила Петровича Санчурского — человека удивительной судьбы.
Это один из последних гардемаринов Морского кадетского корпуса. Как и многие не эмигрировавшие воспитанники, он подвергся репрессии. Его сослали в Зеленодольск на завод им.Горького. Впоследствии, когда был реабилитирован, стал преподавать спецдисциплины в техникуме, в котором проработал с 1948 по 1977 год.
Его отличали культура, тактичность, разносторонность интересов, умение ладить с людьми. Всегда подтянут, аккуратен, элегантен. От него исходила необыкновенной силы энергия, передававшаяся другим. Для нас, педагогов, он являлся своего рода камертоном, по которому мы сверяли свои поступки.
Его многочисленные ученики с благодарностью вспоминают своего преподавателя и наставника. За то, что впервые в жизни к ним педагог обращался на «вы», и такая вежливость и уважение не были показными. За то, что с его подачи учащихся стали направлять на плавпрактику в Волжское речное пароходство. Ребята «ходили» на самоходных и сухогрузных теплоходах, на паровых колёсных буксирах.
Это было время, когда романтика, становление характеров молодых людей проходило параллельно с оттачиванием практических навыков. Многие вспоминают, как он закрывал их в аудитории, ставил пластинки и заставлял слушать классическую музыку, приобщая таким образом к миру искусства.
Я не встречала в жизни человека более преданного и верного своему Отечеству. Он очень любил российский флот, бесконечно предан судостроению, был в курсе всех современных достижений корабелов, поддерживал тесные связи с ЗПКБ и заводом им.Горького. Его избрали почётным членом правления Всероссийского НТО им. академика Крылова, а также медалью Крылова, которую он считал самой высокой своей наградой...
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев