Отец известного зеленодольского краеведа дружил с Валерием Чкаловым и Отто Шмидтом
«Мой отец родился за Волгой, в селе Воробьёвка, в обычной крестьянской семье, - рассказывает краевед Владимир Луканин. - Ему посчастливилось знать известных людей и быть одним из первых, кто освоил сварку судовых швов».
Георгий Иванович Луканин родился в 1904 году. Восьмилетним мальчишкой переехал в Кабачищи и почти сразу начал работать рассыльным у председателя профсоюза затона. Потом были революция, гражданская, а в 1920-м 16-летний Гоша устроился юнгой на пароход. Судно ходило от Нижнего до Астрахани и обратно, часто заходя в Паратск. Зимой вставало на якорь в посёлке Василёво, что в Нижегородской области, и пока пароход ремонтировали, Гоша квартировал в доме семьи Чкаловых. Там он познакомился со своим ровесником Валерой. Ребята подружились.
- Валерий был бесстрашным парнем. Отец вспоминал, как они гуляли компанией по улицам, и девчонки, завидев Валеру, с визгом разбегались. Задирой был и шутником. Чкалов старший всё мечтал куда-нибудь сплавить сына учиться.
- В 1924-м папу назначили штурвальным на пароход «Стрежень», где работал почти пять лет, - продолжил Владимир Георгиевич. - После вернулся в Паратск. К этому времени успел жениться и потерять своего первенца Виктора, моего старшего брата, умершего от дифтерии годовалым ребёнком. А моя мама, Анна Капитоновна, слыла первой красавицей в посёлке. Устроился на землечерпалку. Углублял дно Паратского затона, расчищал его от мусора. Получил квартиру в бараке №4 на улице Библиотечной. (ред. - «ЗП» рассказывала про эту улицу, уже исчезнувшую с карты нашего города: публикация - «Дуб в три обхвата», номер за 7 октября).
Вскоре отец нашего рассказчика поменял профессию. Устроился на «Красный Металлист» клёпальщиком. В 30-х
здесь наладили выпуск судов со сварными швами, и Георгий Луканин был в числе тех, кто первым освоил новую технологию, за что получил премию.
Впоследствии наш герой стал инструктором горкома ВКП(б), курировал строительство «Марбума», дружил с Андреем Греховым - первым, кто потом возглавит Зеленодольский горком ВКП(б). Неудивительно, что когда в 1937-м шли выборы в Верховный Совет, и от РСФСР в него баллотировался легендарный полярник Отто Юльевич Шмидт, Георгия Луканина назначили его доверенным лицом по Татарии. Так, Отто Шмидт и Андрей Грехов стали депутатами первого созыва.
Всех, кто был «при должностях», но без соответствующего образования, обязали окончить ссузы и вузы, чтобы на заслуженном отдыхе иметь достойную пенсию. И Георгий Иванович стал студентом ЗСТ. Проучился три года, вернулся на завод и вскоре вышел на пенсию. Умер в 1984 году, дожив до 80 лет.В грозном 41-ом Георгий Иванович ушёл на фронт, вернулся в 1946 году старшим лейтенантом, грудь - в орденах и медалях. Устроился на родное предприятие, стал мастером ОТК. А в 57 лет сел за… школьную парту.
Царские пароходы
Интересна судьба парохода, на котором в юности работал Георгий Луканин. В 1885 году по заказу МПС Сормовский завод построил два быстроходных судна-близнеца - «Межень» и «Стрежень». Этими терминами путейцы обозначают наиболее низкий и высокий уровни воды в реке. По большому счёту, это были прогулочные яхты, но в Речном регистре они числились «буксирами с железными корпусами».
Землечерпалка, на которой в Паратском затоне работал Георгий Иванович
«Меженю» уготовано было стать элитным пароходом. В 1889 году из Ярославля в Углич на нём плавал великий князь Владимир Александрович, и интерьеры судна отделали в стиле Людовика XIV.
Во время празднования 300-летия дома Романовых отделку сменили вновь. Тогда император с супругой должны были следовать из Нижнего до Ярославля с остановкой в Костроме, где венчался первый представитель Дома Романовых.
"Стрежень" на праздновании 300-летия Дома Романовых. 1913 г.
Ночью 9 мая 1913 года состоялась генеральная репетиция поездки. В пробный рейс до Костромы под руководством князя Всеволода Шаховского отправилась целая эскадра пароходов, в числе которых были «Межень» и «Стрежень». Николай II должен был прибыть и в Паратск на открытие Романовского моста. Но информация о покушении на царя изменила планы.
«Межень» всё-таки использовали тогда в рейсе до Костромы, за что её капитану С.А.Калентьеву и всей команде даровали золотые и серебряные часы с императорским орлом на крышке.
В навигацию 1918 года новыми хозяевами парохода стали самарские большевики во главе с Куйбышевым. Последним VIP-пассажиром «Межени» был расстрелянный в 1938-м председатель Совнаркома Алексей Рыков. В 1934-м бывшую царскую яхту переделали в буксирно-транспортное судно и передали пароходству «Волготанкер», сменив имя на «Ногин».
Где-то здесь на палубе "Стреженя" стоит Георгий Луканин. Вторая половина 20-ых годов
А вот дальнейшая судьба «Стреженя», увы, неизвестна. Дореволюционное судно, скорее всего, доработало свой век на просторах Волги, было списано и разрезано на металлолом.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев