Нам есть чем гордиться: История о том, началась история нефтедобычи в Татарстане
В июле 1943 года испытанием с помощью пакера на разведочной скважине №1, пробуренной рядом с селом Шугурово, было установлено наличие нефтеносного горизонта промышленного значения, а спустя несколько дней, в августе, с глубины 648 метров забил фонтан безводной нефти с суточным дебитом 20 тонн. Так восемь десятилетий назад началась история промышленной нефтедобычи в Татарстане, пишет газета «Нефтяные вести». А спустя пять лет, в июле 1948 года, то есть 75 лет назад, было открыто Ромашкинское месторождение – одно из крупнейших в мире.
Начало
Не правда ли, солидные цифры — 75 и 80 лет! А если говорить о богатейшей многолетней истории Компании, об огромном опыте работы, набранном, накопленном за эти годы, то, конечно же, авторитет «Татнефти», её престиж, вклад в историю нефти СССР и России — огромны и уникальны. Здесь в содружестве нефтяников и ученых разрабатывались техника и технологии, которые использовались на территории всей страны и за рубежом. Десятки лет именно «Татнефть» была испытательным полигоном. Здесь рождались рекорды, которые способствовали новым достижениям в масштабах всей страны Советов. «35 лет вся экономика Советского Союза держалась на татарской нефти», — скажет впоследствии на одном из юбилеев отрасли Николай Байбаков, председатель Госплана СССР.
Так что же воплотили эти 80 лет работы коллектива на нефтяной ниве страны? Огромный труд и тяжелые испытания, поиск и неугомонность, мужество и верность делу. В годы Великой Отечественной войны в тяжелых условиях отсутствия техники и оборудования, голода и неустроенности разведочная скважина № 1, пробуренная рядом с селом Шугурово бригадой бурового мастера Гарифа Хамидуллина, в августе 1943 года с глубины 648 метров дала фонтан безводной нефти с суточным дебитом 20 тонн. Это был самоотверженный труд нефтеразведчиков и буровиков военного времени.
Обелиск на скважине № 1, с. Старое Шугурово
17 сентября 1946 года бригада Степана Баклушина на скважине, пробуренной близ поселка Бавлы, с глубины 1770 метров получила мощный фонтан девонской нефти с суточным дебитом уже в 500 тонн. Спустя менее чем два года скважина № 3, пробуренная бригадой бурового мастера Сергея Кузьмина у села Ромашкино (Тимяшево), дала более 120 тонн нефти в сутки. Так в 1948 году было открыто Ромашкинское месторождение — знаменитая Ромашка, как с любовью называют ее нефтяники — первый нефтяной супергигант страны, одно из крупнейших нефтяных месторождений мира.
3 скважина, июль 1948 г
Миллионы тонн чёрного золота
В апреле 1950 года было создано производственное объединение «Татнефть». И всего через шесть лет самое молодое предприятие нефтяной отрасли СССР вышло на первое место в отрасли по добыче нефти. В 60-е годы нефть Татарстана стала локомотивом всей советской промышленности.
За послевоенное двадцатилетие Советский Союз в три раза увеличил свою долю в общемировой добыче нефти, занял второе место в мире (после США) по добыче нефти. Так нефть стала главным стратегическим товаром СССР.
Несколько цифр, свидетельствующих об уникальных сроках разработки нефтяных месторождений, масштабах добычи нефти.
Итак, первые тонны нефти были добыты в республике в 1943 году. Уже через 13 лет «Татнефть» и Татарстан становятся лидером по объему добычи стратегического сырья в стране. Еще через 13 лет — невиданный, фантастический для того времени и советской нефтянки результат — добыча 100 млн тонн нефти в год.
В 1975-м «Татнефть» достигает максимального уровня годовой добычи — 103,7 млн тонн. За сверхкороткий срок — 28 лет с начала разработки нефтяных месторождений — «Татнефть» добывает первый миллиард тонн нефти (1971 г.). Отметим для наглядности, что если это количество черного золота поместить в железнодорожные цистерны, то длина состава будет равна 167 000 км. Таким поездом можно обогнуть экватор Земли более четырех раз.
Лидер по духу
И всего только 10 лет понадобилось для добычи второго миллиарда черного золота, пишут «Нефтяные вести». Между вторым и третьим миллиардом, в 1995 году, «Татнефть» одной из первых в нефтяной промышленности России стабилизировала уровень добычи нефти и впервые за 30 лет прирастила запасы в объеме, превышающем годовой уровень добычи. 2007 год стал годом добычи третьего миллиарда тонн нефти.
В настоящее время годовой объем добычи «Татнефти» — 30 млн тонн нефти в год, запасы — около 1 млрд тонн.
Среди самых значимых проектов Компании — добыча сверхвязкой нефти, создание мощного нефтехимического кластера и многое другое. «Татнефть» — единственная в России нефтяная компания, с нуля построившая крупный нефтеперерабатывающий комплекс «ТАНЕКО».
«Татнефть» и Татарстан сумели организовать и создать малый нефтяной бизнес в республике — сегодня порядка трех десятков малых нефтяных компаний добывают нефть из геологически сложных нефтяных месторождений с трудно-извлекаемыми запасами нефти.
«Гвозди б делать из этих людей»
Неожиданно тяжелым оказалось задание редакции написать эту статью. Как вместить в газетный формат замечательную историю Компании, богатую событиями, подвигами и славными деяниями коллектива? Это как раз тот случай, когда есть о чем рассказать и есть чем гордиться. Здесь, в «Татнефти», трудились и работают квалифицированные специалисты и рабочие. Вспомним наших первопроходцев.
Курбан Валеев
Валеев Курбан Агапович, участник ВОВ, первый мастер «Татнефти» по добыче нефти, первый в Татарстане Герой Социалистического Труда (1959 г.). В нефтяной промышленности он с 1920-х годов прошлого столетия: землекоп, оператор, мастер объединения «Грознефть». В 1950-1980 гг. работал в «Татнефти» в трех нефтегазодобывающих управлениях мастером. Вернувшись в родные края ко времени открытия Ромашкинского месторождения, первопроходец весь опыт, знания вложил в работу. Тогда разведочные скважины были раскиданы на десятки километров. Не было электричества, дорог, транспорта, квалифицированной рабочей силы. Это Курбан Агапович обходил села, находил толковых местных ребят, обучал их нефтяному делу.
1948 год Ромашкинское месторождение. Лениногорские первопроходцы
Тачаев Валентин Александрович тоже из первопроходцев. Его рабочий путь — от поммастера до начальника НГДУ «Сулеевнефть». Высоких слов избегал, говорил откровенно: «Я бы хотел, чтобы жизнь по-другому сложилась. Например, чтобы жил в Африке. Там тепло. Я ненавижу зиму и холод. У меня все, разве только кроме живота, померзло. В Казахстане руки обморозил, здесь, в Татарстане — ноги. С них, обмороженных, мне шкуру (читай — кожу) сдергивали не раз. Самое страшное — голод. Столовых нет. В магазинах кроме „ржавой“ селедки и пряников, которые надо было разрубать топором, ничего не было. Хотя в карманах и водились кое-какие деньги, но мы были голодными. Вот и мотаешься по скважинам целыми днями голодный, хоть волком вой.
Валентин Тачаев
Особенно тяжело было зимой. Пешим ходом — невыносимо холодно, но и в открытой кабине не лучше. Помню, как однажды мы поехали из села Зай-Каратай в село Альметьево. Машина сломалась. Всю ночь пришлось просидеть в коридоре барака. Днем была оттепель, а ночью ударил мороз, и у меня к ногам примерзли сапоги. Рассвело, поехали дальше. В селе Абдрахманово в машину подсели девчата-строители, не знавшие ни слова по-русски. Увидев мое состояние, все поняв без слов, они с трудом стянули с меня сапоги и стали отогревать мне ноги. От дикой боли у меня текли слезы. Девчата мне тогда здорово помогли... Зиму я возненавидел на всю оставшуюся жизнь...».
Поколение Валеева и Тачаева сполна хлебнуло трудностей работы и быта первопроходцев.
Чего только стоила ликвидация аварий, которые практически ежедневно происходили на нефтепроводах. Операторы и мастера безвылазно находились на скважинах без сна и еды, работали до полного изнеможения. Рассказывают, что помогали друг другу разжимать пальцы скрюченных рук, чтобы снова браться за лом и лопату. Сильными и упорными были эти первопроходцы: «Гвозди б делать из этих людей: крепче б не было в мире гвоздей».
София Гарифуллина
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев