Новости Зеленодольска

Зеленодольский район

18+
2024 - год Семьи
Новости

«Моя «полуторка» шагает по дороге…»: Ветеран войны Аркадий Калдин работал за рулём легендарного грузовика «ГАЗ-АА»

В 2022 году наша страна отметила юбилей – 90-летие с начала производства знаменитой «полуторки» – машины Победы. На «плечах» этого маленького грузовичка в Великую Отечественную войну шло снабжение всей армии и тыла.

«Полуторка» давно стала легендой, предметом музейных экспозиций и героиней фильмов о вой­не и послевоенном восстановлении экономики. И в нашем городе живёт человек, который когда-то управлял флагманом оте­чественных грузоперевозок того времени.

Аркадий Калдин – сам живая легенда, ветеран ВОВ, старейший водитель Зеленодольского автотранспортного предприятия. Он был за рулём первых городских автобусов, помнит, как дребезжали стёклами по булыжной мостовой ЗИСы, как натужно гудели «горбатые» ЛАЗы с воздухозаборником на крыше.

 

Аркадий Калдин. 60-е

 

 

Свои водительские права Аркадий Филиппович получил в Буинске в 1945 году, когда ему, пареньку из Тетюшского района, стукнуло 16 лет. Потом его призвали в армию – охранять под Новосибирском арсенал. Наверное, так бы и простоял Аркадий на вышках с автоматом в руках, но случилось в части непредвиденное – демобилизовались все водители.

– Строит нас на вечерней поверке старшина и спрашивает, у кого есть шофёрские права? Я вышел. На следующей день приношу командиру роты своё удостоверение, и ещё через день мне объявляют: зачислен в хозяйственный взвод, – рассказывает Аркадий Филиппович.

Так, спустя пять лет после окончания водительских курсов, в феврале 1950-го, он сел за «баранку». Первой его машиной стал не менее легендарный грузовик «ЗИС-5».

 

Осенью 1952 года молоденький «дембель» вернулся домой и сразу же устроился водителем на Промкомбинат в соседнюю деревню. Сел за руль хорошо знакомого ему по армии «пятого» ЗИСа. Но с зарплатой в еле дышащем предприятии по пошиву матрасов и шапок было туго, и проработав там год, Калдин уволился.

А тут председатель местного колхоза уговорил пойти в помощники комбайнёра. Директор МТС узнал, что новобранец –
профессиональный водитель, и предложил ему сесть за «полуторку». Шёл 1953 год. Машина попала в колхоз с фронта, разбитая вдрызг! Пришлось собирать её едва ли не по частям.

Два года Аркадий Филиппович проработал на «полуторке» – сначала бортовой, потом технической. Смеётся, машина примитивная: «Две фары спереди, стоп-сигнал сзади, да спидометр с амперметром на приборной панели». Казалось бы, ломаться нечему. Но были у грузовичка свои технические недостатки, совсем неприхотливым его не назовёшь.

Тем не менее ветеран вспоминает «полуторку» с большой теплотой. Ведь человек, управлявший этим нехитрым автомобилем, был одновременно механиком, знал всю его «подноготную».

 

 

Эту «полуторку» на постаменте наш корреспондент запечатлел в нижегородском Кремле

 

 

В это же время Аркадий встретил свою судьбу – медсестру Ниночку Анастасину, с которой живёт в любви и согласии уже 68 лет (20 января 1954 года официальная дата регистрации их брака)! Такое семейное долголетие – огромная редкость. Порывшись в интернете, мы нашли, что дата 68-летнего супружества называется Ромашковой свадьбой. Жаль, что в январе этих милых цветочков не найти в поле…

В деревне работали в основном за трудодни, что молодожёнов не устраивало, а у Калдиных уже пошли дети. Решили податься в Зеленодольск. Сначала Аркадий поехал один, чтобы закрепиться. Устроился в пассажирское автохозяйство, прошёл собеседование у директора Саидгареева.

 

Супруги Калдины вместе уже 68 лет

 

 

Так, в 1961-м Аркадий Филиппович оказался в кабине автобуса «ЗИС-150», ездил и по городу, и в Казань. Два года снимал квартиру, потом купил дом на улице Горького, семья наконец-то воссоединилась.

Последней его машиной стал «ЛАЗ-695». А в 1966-м с ним случилась беда: во время ремонта коробки передач автобуса металлическая стружка попала ему прямо в глаз, повредив хрусталик. Аркадию Филипповичу дали инвалидность, на любимой профессии пришлось поставить жирный крест.

До 1989 года наш герой трудился в ПАТП – слесарем, затем медником. И всё время скучал по рулю и по неповторимому чувству бегущей дороги…

 

 

 

Песня о «полуторке»

 

Моя «полуторка» шагает по дороге,

Она промчится и по снегу, и по льду,

Она не раз меня от смерти выручала,

И я к Берлину прямиком её веду.

Мы с ней шагали чрез болота, через топи,

Скользили ночью мы по ладожскому льду,

Из полыньи её вытаскивал, бывало,

Подругу верную военную мою.

Нам с ней бывать и под обстрелом приходилось,

Снаряды прямо к полю боя подвозя,

И доски кузова осколки пробивали,

Но шла вперед «полуторка» моя.

Она меня ни раз не подводила,

Её мотор всегда уверенно ревел,

Она не раз людей из-под обстрела вывозила,

И раненых бойцов, и голодающих детей.

Моя «полуторка» несётся по дороге,

Она промчится и по снегу, и по льду,

Она меня не раз не подводила,

Её баранку я уверенно кручу.

Мы с ней прошли в войну от Ленинграда,

Вперёд, на Запад, среди выжженных полей.

Средь пепелищ, оставленных врагами,

Несли бойцов отмстить за наших матерей.

Мы с ней четвертый год уже воюем,

Мы с ней к Победе день за днём всегда идём,

И до Берлина с ней вдвоём доедем,

Нет, не доедем – мы промчимся с ветерком!

Мы скоро с ней промчимся по бульварам.

И свастику колёсами давя,

Мы пронесёмся с ней до самого Рейхстага,

Когда взойдёт победная заря!

Моя «полуторка» стремится по дороге,

Она промчится и по снегу, и по льду,

Она – моя подруга боевая,

И я к Берлину прямиком её веду.

 

Василь Гапанюк

 

 

 

 

Первый серийный грузовик СССР

 

«Полуторки», производившиеся в Нижнем Новгороде, стали первым серийным грузовиком в СССР. Перевозили они 1,5 тонны, отсюда и такое название. В 30-е автомобиль трудился на полях, выполнял планы индустриализации, ставил рекорды. Покорял бездорожье, пустыни и Крайний север, самым первым работал в Антарктиде.

А ещё стал символом «дороги жизни»: в 1941-м по льду Ладоги в блокадный Ленинград «полуторки» везли продовольствие, обратно – жителей. Всего же на фронтах Великой Отечественной трудились минимум 150 тысяч этих грузовиков. Водители ценили «полуторку» за простоту, высокую проходимость и ремонтопригодность.

На базе «ГАЗ-АА» разработано более 20 модификаций – автобусы, цистерны, пожарные машины и даже вездеходы. А выпустили в общей сложности около миллиона машин! Это был самый востребованный и самый массовый автомобиль первой половины XX века.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 

Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».

 

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев