«Моя «полуторка» шагает по дороге…»: Ветеран войны Аркадий Калдин работал за рулём легендарного грузовика «ГАЗ-АА»
В 2022 году наша страна отметила юбилей – 90-летие с начала производства знаменитой «полуторки» – машины Победы. На «плечах» этого маленького грузовичка в Великую Отечественную войну шло снабжение всей армии и тыла.
«Полуторка» давно стала легендой, предметом музейных экспозиций и героиней фильмов о войне и послевоенном восстановлении экономики. И в нашем городе живёт человек, который когда-то управлял флагманом отечественных грузоперевозок того времени.
Аркадий Калдин – сам живая легенда, ветеран ВОВ, старейший водитель Зеленодольского автотранспортного предприятия. Он был за рулём первых городских автобусов, помнит, как дребезжали стёклами по булыжной мостовой ЗИСы, как натужно гудели «горбатые» ЛАЗы с воздухозаборником на крыше.
Аркадий Калдин. 60-е
Свои водительские права Аркадий Филиппович получил в Буинске в 1945 году, когда ему, пареньку из Тетюшского района, стукнуло 16 лет. Потом его призвали в армию – охранять под Новосибирском арсенал. Наверное, так бы и простоял Аркадий на вышках с автоматом в руках, но случилось в части непредвиденное – демобилизовались все водители.
– Строит нас на вечерней поверке старшина и спрашивает, у кого есть шофёрские права? Я вышел. На следующей день приношу командиру роты своё удостоверение, и ещё через день мне объявляют: зачислен в хозяйственный взвод, – рассказывает Аркадий Филиппович.
Так, спустя пять лет после окончания водительских курсов, в феврале 1950-го, он сел за «баранку». Первой его машиной стал не менее легендарный грузовик «ЗИС-5».
Осенью 1952 года молоденький «дембель» вернулся домой и сразу же устроился водителем на Промкомбинат в соседнюю деревню. Сел за руль хорошо знакомого ему по армии «пятого» ЗИСа. Но с зарплатой в еле дышащем предприятии по пошиву матрасов и шапок было туго, и проработав там год, Калдин уволился.
А тут председатель местного колхоза уговорил пойти в помощники комбайнёра. Директор МТС узнал, что новобранец –
профессиональный водитель, и предложил ему сесть за «полуторку». Шёл 1953 год. Машина попала в колхоз с фронта, разбитая вдрызг! Пришлось собирать её едва ли не по частям.
Два года Аркадий Филиппович проработал на «полуторке» – сначала бортовой, потом технической. Смеётся, машина примитивная: «Две фары спереди, стоп-сигнал сзади, да спидометр с амперметром на приборной панели». Казалось бы, ломаться нечему. Но были у грузовичка свои технические недостатки, совсем неприхотливым его не назовёшь.
Тем не менее ветеран вспоминает «полуторку» с большой теплотой. Ведь человек, управлявший этим нехитрым автомобилем, был одновременно механиком, знал всю его «подноготную».
Эту «полуторку» на постаменте наш корреспондент запечатлел в нижегородском Кремле
В это же время Аркадий встретил свою судьбу – медсестру Ниночку Анастасину, с которой живёт в любви и согласии уже 68 лет (20 января 1954 года официальная дата регистрации их брака)! Такое семейное долголетие – огромная редкость. Порывшись в интернете, мы нашли, что дата 68-летнего супружества называется Ромашковой свадьбой. Жаль, что в январе этих милых цветочков не найти в поле…
В деревне работали в основном за трудодни, что молодожёнов не устраивало, а у Калдиных уже пошли дети. Решили податься в Зеленодольск. Сначала Аркадий поехал один, чтобы закрепиться. Устроился в пассажирское автохозяйство, прошёл собеседование у директора Саидгареева.
Супруги Калдины вместе уже 68 лет
Так, в 1961-м Аркадий Филиппович оказался в кабине автобуса «ЗИС-150», ездил и по городу, и в Казань. Два года снимал квартиру, потом купил дом на улице Горького, семья наконец-то воссоединилась.
Последней его машиной стал «ЛАЗ-695». А в 1966-м с ним случилась беда: во время ремонта коробки передач автобуса металлическая стружка попала ему прямо в глаз, повредив хрусталик. Аркадию Филипповичу дали инвалидность, на любимой профессии пришлось поставить жирный крест.
До 1989 года наш герой трудился в ПАТП – слесарем, затем медником. И всё время скучал по рулю и по неповторимому чувству бегущей дороги…
Песня о «полуторке»
Моя «полуторка» шагает по дороге,
Она промчится и по снегу, и по льду,
Она не раз меня от смерти выручала,
И я к Берлину прямиком её веду.
Мы с ней шагали чрез болота, через топи,
Скользили ночью мы по ладожскому льду,
Из полыньи её вытаскивал, бывало,
Подругу верную военную мою.
Нам с ней бывать и под обстрелом приходилось,
Снаряды прямо к полю боя подвозя,
И доски кузова осколки пробивали,
Но шла вперед «полуторка» моя.
Она меня ни раз не подводила,
Её мотор всегда уверенно ревел,
Она не раз людей из-под обстрела вывозила,
И раненых бойцов, и голодающих детей.
Моя «полуторка» несётся по дороге,
Она промчится и по снегу, и по льду,
Она меня не раз не подводила,
Её баранку я уверенно кручу.
Мы с ней прошли в войну от Ленинграда,
Вперёд, на Запад, среди выжженных полей.
Средь пепелищ, оставленных врагами,
Несли бойцов отмстить за наших матерей.
Мы с ней четвертый год уже воюем,
Мы с ней к Победе день за днём всегда идём,
И до Берлина с ней вдвоём доедем,
Нет, не доедем – мы промчимся с ветерком!
Мы скоро с ней промчимся по бульварам.
И свастику колёсами давя,
Мы пронесёмся с ней до самого Рейхстага,
Когда взойдёт победная заря!
Моя «полуторка» стремится по дороге,
Она промчится и по снегу, и по льду,
Она – моя подруга боевая,
И я к Берлину прямиком её веду.
Василь Гапанюк
Первый серийный грузовик СССР
«Полуторки», производившиеся в Нижнем Новгороде, стали первым серийным грузовиком в СССР. Перевозили они 1,5 тонны, отсюда и такое название. В 30-е автомобиль трудился на полях, выполнял планы индустриализации, ставил рекорды. Покорял бездорожье, пустыни и Крайний север, самым первым работал в Антарктиде.
А ещё стал символом «дороги жизни»: в 1941-м по льду Ладоги в блокадный Ленинград «полуторки» везли продовольствие, обратно – жителей. Всего же на фронтах Великой Отечественной трудились минимум 150 тысяч этих грузовиков. Водители ценили «полуторку» за простоту, высокую проходимость и ремонтопригодность.
На базе «ГАЗ-АА» разработано более 20 модификаций – автобусы, цистерны, пожарные машины и даже вездеходы. А выпустили в общей сложности около миллиона машин! Это был самый востребованный и самый массовый автомобиль первой половины XX века.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев