Ленинградцы в Зеленодольске
Эвакуированные жители города на Неве в наш город приехали уже в первые месяцы войны
Краевед Анас Зайнуллин провёл кропотливую работу в архивах по сбору сведений об эвакуированных в наш город в годы Великой Отечественной войны жителей Ленинграда.
Согласно секретному постановлению № 99 от 11 июля 1941 года Государственного комитета обороны СССР, в наш город должен был перебазироваться ленинградский судостроительный завод № 194 имени Андре Марти (ныне это ФГУП «Адмиралтейские верфи»). Однако из-за быстрого продвижения немецко-фашистских войск удалось вывезти лишь небольшую часть персонала и оборудования предприятия на зеленодольский завод № 340 имени А.М.Горького.
Вместе с ними в нашем городе оказались и некоторые сотрудники других ленинградских судостроительных предприятий, таких как: Балтийский завод № 189 имени Серго Орджоникидзе, завод № 190 имени А.А.Жданова (Северная верфь) и завод № 196 судовых механизмов («Судомех» — Новоадмиралтейский завод).
Это были не только рядовые работники и служащие, но и руководители разных уровней, чей опыт и организаторские способности пригодились на новом месте.
В годы войны «Красным металлистом» руководил ленинградец Евгений Товстых
Среди них был и Евгений Васильевич Товстых. До своего назначения в ноябре 1941 года директором завода имени А.М.Горького он возглавлял Балтийский завод в Ленинграде, где зарекомендовал себя умелым управленцем.
При нём «Красный металлист» раздвинул свои границы, нарастил мощности и добился заметных результатов в освоении и выпуске военной продукции. Как итог, в 1943 году зеленодольский завод завоевал переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны и Наркомата судостроительной промышленности СССР.
В этом успехе была заслуга и других ленинградцев, трудившихся на градообразующем предприятии: заместителя директора по боеприпасам Александра Кириловича Шишунова, начальника технического отдела Бориса Виноградова, руководителя электро-механического участка Виктора Яненберга, конструкторов Виталия Лебедева и Фриды Векслер, экономиста Александра Шкаева, старшего технолога Петра Васильева, мастеров Ивана Вохлакова, Фёдора Фокина, Александра Косарева и Алексея Смирнова. Всех не перечислить...
Возведением промышленных объектов на территории завода имени Горького занималась Стройконтора № 3 Треста № 49 НКСП СССР, руководство которого состояло в основном из выходцев с берегов Невы. Начальником стройорганизации был Константин Иванович Михайлов. До войны — управляющий Трестом № 16 в Ленинграде. В Зеленодольске его замом по административно-хозяйственной части работал Владимир Пашкевич, главным механиком — Павел Жеребин, а прорабами были Николай Макаров и Александр Горохов. Последний выполнял ещё и обязанности парторга Стройконторы № 3.
Кстати, любопытный факт. В конце 1943 года место Константина Михайлова занял Захар Соломяк, незадолго до своего назначения награждённый, Указом Президиума Верховного Совета СССР, орденом «Знак Почёта» за активное участие в сооружении оборонительных рубежей на подступах к Ленинграду.
Но отнюдь не все эвакуированные жители города на Неве были связаны с «Красным металлистом». Некоторые из них трудились на других предприятиях и в организациях Зеленодольска.
Так, Леонид Васильевич Копылов до войны работал в Адмиралтейских верфях (завод № 194) начальником сектора, а в нашем городе возглавлял торговый отдел Татреспторга. Инженер-конструктор Серафима Максимовна Муратова трудилась техноруком на Горпромкомбинате.
Василий Осипович Осипов в Ленинграде руководил Ремесленным училищем № 6, а в Зеленодольске — школой ФЗО № 13.
Мария Ивановна Шорина в своём родном городе была начальником бюро изобретательства и технического усовершенствования на Путиловском заводе, а у нас занимала должность заместителя директора Ремучилища № 2 по учебно-производственной части. Здесь же комендантом служила бывший бухгалтер Александра Степановна Коробова.
Ирина Константиновна Сизова до войны работала экономистом в ленинградском порту, а оказавшись в нашем городе возглавила детсад завода № 340. Заведующей детским садом в Зеленодольске была и Рахиль Лазаревна Лейкина, бывшая учительница одной из ленинградских школ.
Её младшая сестра Тауба Лазаревна перебралась в наш город из Молотовской области (сегодняшний Пермский край), куда попала по эвакуации. Устроившись на работу в редакцию газеты «Зеленодольский рабочий», в сентябре 1942 года стала ответственным секретарём печатного издания. Осенью 44-го вернулась в освобождённый от блокады Ленинград.
Во время войны в нашей газете трудилась ещё одна жительница города на Неве. Это бухгалтер Лидия Александровна Кобазева, имевшая за своими плечами десятилетний опыт работы в Тресте столовых Ленинграда.
В управлении нашим городом в те суровые годы также принимали участие ленинградцы. В частности, инспектором отдела кадров Зеленодольского исполкома, а затем и спецчасти была Мария Лазаревна Перченок. В Ленинграде она работала в конторе связи. Отличилась во время советско-финской войны, за что была награждена медалью «За боевые заслуги».
Иван Георгиевич Левин до эвакуации в наш город трудился на заводе № 190 имени А.А.Жданова. Приехав в Зеленодольск работал на заводе имени А.М.Горького инженером-плановиком. В ноябре 1942 года получил назначение на должность заместителя председателя горисполкома по местной промышленности и промкооперации. В Ленинград его откомандировали в самом начале 45-го.
Была у нас в городе и знаменитая «шарашка»
Летом 41-го на зеленодольский завод № 340 из северной Пальмиры было также эвакуировано Особое конструкторское бюро НКВД, знаменитая «шарашка», о которой горожане много слышали, но мало что знают. В 1943 году начальником этого спецучреждения был ленинградец, инженер-гидротехник Алексей Леонидович Беспалов, живший со своей семьёй в полукамушках, в доме № 17 по Красному переулку.
Вместо послесловия
Реэвакуация ленинградцев из наших мест началась сразу же после снятия блокады города на Неве.
Первыми в путь отправились работники судостроительных предприятий. В этом своим землякам очень поспособствовал директор завода № 340 имени А.М.Горького Евгений Васильевич Товстых, за что позднее получил нагоняй от союзного начальства.
Согласно архивным документам, на 1 мая 1944 года из 4453 беженцев из разных регионов СССР, находившихся на тот момент в Зеленодольске, 729 были ленинградцами. Больше было только выходцев с Украины.
Спустя почти год, в апреле 45-го, в нашем городе всё ещё оставались 375 жителей Ленинграда. А на 1 сентября 1946 года в Зеленодольске из 1123 эвакуированных только 118 были ленинградцами. Вполне возможно, что некоторые из них так и не вернулись после войны на свою малую Родину, а окончательно осели здесь, на берегах Волги. Быть может, их потомки откликнутся на этот материал?
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев