Новости Зеленодольска

Зеленодольский район

16+
Новости

Каким был Зеленодольск в 1936-м году

В 2027 году Зеленодольску исполнится 95 лет. А каким наш город был в начале своей истории?

Об этом нам даёт представление отчёт Зеленодольского Райкома ВКП(б) за вторую половину 1936 года, который мы нашли в казанском архиве. В середине 30-х годов территория молодого города советской Татарии составляла 27,5 квадратных километра, а его население, если верить многостраничному документу, стремительно приближалось к 30 тысячам.

Клуб Парижской коммуны. 1938 г.

Новоиспечённые горожане проживали в шести разрозненных посёлках — на станции Зелёный Дол, Кабачищах, Нижнем, Среднем, Верхнем и Окраинном — как тогда называли нынешний Соцгород, о котором в отчёте сказано: «В городе есть посёлок, это от центра в трёх километрах, где нет электричества, нет школы, нет телефона, а там около 300 домов». В 1936 году на зеленодольских предприятиях трудилось до 10 тысяч рабочих.

Так, на судостроительном заводе «Красный Металлист» было занято 3343 человека, на Поволжском фанерном заводе № 3 — 1800, в стройорганизациях — около тысячи. Коллектив Фанерзавода № 10 насчитывал 600 рабочих. По 400 зеленодольцев работало на железной дороге и Горпромкомбинате, ещё 180 числилось на Шпалопропиточном. Городская партийная организация состояла из 493 коммунистов, а комсомольская — из 940 членов. Несоюзной рабочей молодёжи было 3150.

С получением статуса города, в 1932 году, в Зеленодольске построили больницу, банк, почту, две столовые, три фабрично-заводских училища, а также здание гостиницы, куда сразу же и на долгие годы вселился Горсовет. (Старожилы должно быть ещё помнят строение розового цвета на улице Почтовой, где попеременно размещались Дом пионеров, детские музыкальная школа и библиотека).

Однако эти успехи выглядели весьма скромно на фоне существовавших проблем. Возьмём, к примеру, образование. К концу 1936 года в Зеленодольске действовало семь школ, из них четыре — новые. Но даже их ввод в строй не облегчил учебный процесс. Дети по-прежнему занимались в переполненных классах и в две смены.

К тому же, среди взрослого населения Зеленодольска было велико число неграмотных и малограмотных. В 1936 году таковых насчитывалось, соответственно, 870 и 1268 человек. Причём, среди них было 319 комсомольцев. (Забегая вперёд скажем, что процесс ликвидации безграмотности в Зеленодольске растянулся вплоть до 60-х годов прошлого века).

Не менее остро тогда стояли проблемы здравоохранения.

По этому поводу в отчёте сказано: «В нашем городе трудно получить лечебно-медицинскую помощь членам семей рабочих, потому что состав врачей не укомплектован, из 46-ти врачей имеется только 23 врача. Особенно нет детских врачей, хирургов, гинекологов. Сейчас сильная эпидемия кори с осложнениями и смертностью. Среди детей на станции Зелёный Дол умерло за короткий срок 27 человек. Наркомздрав ТАССР только обследует, а мер не принимает. Несмотря на то что город расположен в шести пунктах, имеется только одна аптека. Больной рабочий со станции Зелёный Дол должен идти пять километров за лекарством в город. На станции Зелёный Дол медицинское обслуживание крайне плохое, а пункт сам по себе важный: два завода, железная дорога. Частые случаи травматизма, в связи с чем есть частая необходимость оказания экстренной помощи. Наркомздрав на это не обращает должного внимания. Скорая помощь работает плохо. Совнарком и Наркомздрав ТАССР весь 1936 год обещали дать одну автомашину скорой помощи — до сих пор не дали, врачи за несколько километров ходят пешком, иногда на лошадях».

Ахиллесовой пятой молодого города оставалось водоснабжение.

В документе констатировали: «Та система водопровода, каковая существовала и существует, она совершенно не удовлетворяет потребности. Ежедневно за водой стоят очереди, часто бывает так, что воды вовсе нет. На этой почве много разговоров и случаи недовольства, без водопровода в другом месте воды достать трудно».

Положение должно было бы, отчасти, спасти строительство водонапорной башни на улице Ленина. Но затянувшиеся согласования проекта и слабая организация труда сделали этот важный объект долгостроем. Извечной российской проблеме также нашлось место в отчёте: «В городе отстаёт дорожное дело. Например, весною и осенью на лошади и автомобиле нельзя проехать на станцию Зелёный Дол — сильная грязь. Плохо с переброской из Казани товаров, продуктов и стройматериалов. Обычно железнодорожным транспортом груз отправить на близкое расстояние трудно, нет вагонов, автогужевый транспорт слаб, да и дорога от Зелёного Дола до Казани плохая, просёлочная, в двух местах поломаны мосты, дорога каждый раз во время пашни запахивается. Водным транспортом связи нет, пристань не ставится, об этом ежегодно бывает много наших ходатайств, но безрезультатно. Также нет к Волге дороги-подъезда».

Проблемным был и вопрос торговли. В городе тогда работали две организации: Пищторг и Промторг. Их товарооборот был невелик. О причинах этого в документе сказано: «Недостаточен он потому, что торгующая сеть плохо налажена. Недостаточное количество торговых точек, нет ни одного приличного магазина. Покупатель за покупками в массовом порядке едет в Казань пригородным поездом. Плохо идёт торговля керосином (он бывает редко), готового платья, посуды, мебели. Также плоха торговля пищевыми и колбасными изделиями».

Много нареканий вызывало состояние хлебопекарни: «Она в бараке, самая простая, ручным способом применяется меска теста, антисанитария. Мука для хлебопечения лежит в мешках на улице безо всякой крыши. Этот вопрос Райком ВКП(б) ставит и ставил перед Обкомом ВКП(б) и Совнаркомом ТАССР. До сих пор о постройке пекарни в положительном смысле вопрос не разрешён».

При становлении города руководство Зеленодольска очень рассчитывало на реальную поддержку со стороны республиканских властей, но зачастую эти ожидания были напрасны. Отчёт Райкома партии буквально испещрён разочарованиями в бездеятельности вышестоящих органов. Вот наиболее характерное замечание: «В вопросе коммунального строительства не оказывает должной помощи Наркомхоз ТАССР, его влияние не чувствуется. Когда с ним разговариваешь в Казани — обещают, а потом забывают».

Надежды на местные предприятия также не оправдывались: «До сего времени наибольшее участие в стройке жилья и некоторое участие в стройке бытовых объектов принимает завод имени Серго. Остальные заводы участие проявляют мало. Дело связано с их Главками, которые не включают в сметы расходы по улучшению культурно-бытовых условий и сами директора на это не обращают должного внимания».

Осложняла ситуацию и слабая во всех отношениях Стройконтора Горсовета. Для её нормального функционирования требовалось 5-6 автомашин и 20-25 лошадей, а ещё собственное жильё, чтобы удержать квалифицированных рабочих.
Тем не менее, Зеленодольск рос и развивался, во многом благодаря энтузиазму самих горожан. В документе приводится такой факт: «У нас не было кирпича, но мы привлекли летом делать кирпич коммунистов, комсомольцев и сделали вместо плана в два миллиона — четыре миллиона штук. Обеспечили кирпичом школы, детясли, водонапорную башню, пожарное депо, дали заводу имени Серго кирпича, Заводу „Красный Металлист“ отчасти...».

Вместо послесловия. 

Это лишь некоторые аспекты жизни Зеленодольска той поры. Конечно, наш материал получился неполным и не может передать всю палитру происходившего тогда. Сам отчёт весьма объёмный, несущий отпечаток непростого времени, и речь в нём идёт отнюдь не только о культурно-бытовом строительстве. Поэтому, в будущих публикациях по истории города мы ещё не раз обратимся к этому любопытному документу, чтобы дополнить наш рассказ. 

фото из архива редакции

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia

 

Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».

 

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев