Новости Зеленодольска

Зеленодольский район

16+
Новости

Как выглядел будущий Зеленодольск 105 лет назад

В распоряжении редакции оказался уникальный документ — карта, составленная краеведом Владимиром Георгиевичем Луканиным

На ней схематично изображён тогда ещё рабочий посёлок Паратск — таким, каким он был в 1920 году.

Что это было за время? Прошло всего 3 года после Октябрьской революции, очередную годовщину которой мы будем отмечать завтра, 7 ноября. В 1920 году в стране полным ходом идёт Гражданская война, она закончится только в 1922-м. Не обошли стороной эти события и территорию будущего Зеленодольского района: здесь, под Свияжском, решалась судьба молодой Советской республики.

Паратску ещё только предстоит стать городом, этот статус он получит через 12 лет. Экономика в разобранном виде, однако новые власти предпринимают отчаянные попытки восстановить производство. О строительстве не идёт речи — запустить бы то, что осталось от прежних владельцев.

Жизнь тем не менее продолжалась, и эта карта, которую Владимир Георгиевич (он умер в 2019 году) нарисовал, основываясь на воспоминаниях старожилов и своего отца, показывает, что посёлок всё же развивался. Он был преимущественно деревянным, лишь немногие здания — промышленные и такие, как «французский» квартал (полукаменным ему ещё предстояло стать), были выстроены из кирпича.

Глядя на карту, обращаешь внимание, сколько было водоёмов, многие из них не дошли до наших дней — высохли или были засыпаны. Верхней части города как таковой практически нет. Здесь, если не считать «французских» домов, ещё в основном простирается лес.

Зато нижняя часть густо заселена, и тут мы видим такие улицы, как Библиотечная, Наумова, от которых остались одни воспоминания. А существовавший когда-то Пьяный посёлок в середине 1950-х поглотит Куйбышевское водохранилище.


В 2018 году Владимир Георгиевич Луканин показывал нам, где проходила трасса узкоколейной железной дороги

Карта разрешает давний спор краеведов о том, как проходила узкоколейка, соединявшая «французский» посёлок с промышленной зоной. Выдвигались версии, что путь доходил только до территории цеха № 15 завода им. Серго, а далее грузы поднимали в гору с помощью лебёдки.

Как видим, это не так. Узкоколейка спускалась до нынешнего ж/д-переезда по склону (часть его сроют как раз при строительстве цеха № 15), разворачивалась и приходила прямо на территорию Паратских заводов. Туда же вела и железная дорога со станции Паратск. До Лопатино, ныне Волжска, стальную магистраль проложат лишь в 1930-х.

Некоторые объекты и топонимы Владимир Георгиевич нарисовал для привязки к сегодняшнему времени или они появились чуть позже. Например, с восточной стороны «французского» посёлка указана улица Комсомольская, которой в 1920-м ещё не было. Но зато становится понятным, с какой стороны и главное — по какому маршруту, проходила узкоколейка, с помощью которой построили квартал, и по которой инженеры Волго-Вишерского АО с комфортом ездили на работу в вагончиках, ведомых паровозом-«кукушкой».

Разглядывать эту карту человеку, интересующемуся историей родного края, — одно удовольствие! Путешествуя по ней, совершаешь множество открытий. Предлагаем и вам, наши дорогие читатели, «погулять» по улочкам города 105-летней давности. Уверены, вы тоже совершите для себя неожиданные открытия.

Обозначения на карте:

1. Охрана леса
2. Казарма матросов и солдат
3. Землянка-лашман по заготовке дуба
4. Паратское кладбище
5. Пасека
6. Дровяной склад
7. Дом лесничего (форстмейстера)
8. Дорога от затона до кордона №3 («сушилка») и далее в село Большие Параты
9. Гужевая дорога вдоль затона
10. Гужевая дорога от базара-рынка в сёла Гари, Ильинка
11. Гужевая дорога от Кабачищ до кордона №2 (Загородная)
12. Железная дорога от Паратска до станции Зелёный Дол
13. Остановочная площадка Паратск
14. Железнодорожная казарма
15. Базар-рынок
16. Пекарня
17. Мельница
18. Столовая-чайная
19. Управление торговли
20. Оптовый магазин
21. к.п. Кооперативная площадь
22. Универсальный магазин №1, на втором этаже – классы школы
23. Хлебные магазины
24. Поликлиника
25. Роддом
26. Стационар больницы
27. Фотография
28. Поселковый Совет
29. Склады
30. Баня (ред. – позже получила название «металлист»)
31. Клуб
32. Библиотека
33. Дуб-исполин у барака (ред. – «луканинский» дуб стоит и поныне)
34. Конные дворы
35. Сберкасса и отдел ЖКХ
36. Детсад №1, №4
37. Бревенчатые домики
38. Управление профсоюзов
39. Телефонная станция
40. Пожарное отделение
41. Станционная почта
42. Лесотаска, рядом спуск канализации из бани
43. Склады для судового имущества
44. Кузнечно-литейный цех
45. Котельная
46. Механический цех
47. Проходные
48. Дом управляющего Паратскими мастерскими
49. Цех паровой машины электростанции
50. Водонапорная башня
51. Баки для мазута
52. Стапель
53. Причалы
54. Просёлочные дороги на проходные
55. Деревянные лестницы к заводам
56. Литейный цех
57. Пилорама
58. Склад пиломатериалов
59. Столярно-плотницкий цех
60. Цех гибки листов
61. Церковь
62. Футбольное поле
63. Окопы 1918 года
64. Бараки
65. Просёлочная дорога от базара-рынка на Первомайскую площадь и дальше
к деревне Малые Параты
66. п.п. Первомайская площадь
67. Сцена
68. Стела
69. Трибуна
70. Участок милиции
71. Узкоколейная ж/д до Кирпичного завода
72. Стоянка паровоза-«кукушки»
73. Здание заводоуправления Волго-Вишерского АО
74. Прокатный цех
75. Плавильные печи
76. Металлургический (литейный) цех
77. Цех вырубки
78. Цех штамповки
79. Котельная
80. Токарные цеха
81. Пилорама
82. Столярный цех
83. Узкоколейная ж/д доставки кирпича для строительства
84. Водонапорная башня «Тамара»
85. Баня
86. Канализационный ров спуска фекалий из бани
87. Клуб и классы школы
88. Водонапорные колонки
89. Засыпные бараки

Район, рождённый революцией


К 1920 году Зеленодольский район обрёл свои нынешние очертания

Левобережье Волги будущего Зеленодольского района в царской России находилось на территории Казанского уезда одноимённой губернии. Именно в годы, о которых повествует нарисованная В. Г. Луканиным карта, происходило административное деление страны.

Осенью 1918-го Казанская губерния окончательно стала советской, в октябре над зданием губернаторского дворца в Кремле был поднят красный флаг. В стране царили хаос и разруха, и в этих крайне сложных условиях на развалинах Российской империи предпринимались первые шаги к будущему национально-государственному устройству.

Процесс образования Зеленодольского района был непростым. Вот как это описывает историк-краевед Георгий Александрович Мюллер:

— В марте 1918-го в газете «Правда» вышло «Положение о татаро-башкирской Советской республике», территория которой один в один совпадала с наделавшим много шума ещё в Государственной думе проектом Г. Исхаки «Идель-Урал». «Положение» вызвало бурную реакцию в среде коммунистов башкир, чувашей и мари. Спор разгорелся по поводу границ республики. Так как в «Правде» была опубликована карта, то было видно, что из состава новой административной единицы исключалась чувашско-черемисская часть, а прихватывалась добрая половина «Паратской лесной дачи».

Коммунисты мари не были согласны с таким проектом, они направили в Москву письмо, протестуя против захвата их земель. Вопрос, затрагивавший интересы соседних народов, фактически был решён в перерыве между заседаниями IX съезда РКП(б), где Ленин встретился с казанскими коммунистами.

Владимир Ильич тогда заявил, поскольку «рабочие Паратского завода оказали действенную помощь революции, проявив высокую классовую сознательность и дисциплину, целесообразно было бы оставить Паратск с его заводами в наиболее развитом в промышленном отношении Казанском крае».

К 1920 году жалобы и петиции от коммунистов мари перестали рассматриваться. Форсированно были утверждены границы Марийской АССР, соответствующий декрет вышел в начале ноября того же года. Таким образом, Паратский затон навсегда стал частью ТАССР.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia

 

Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».

 

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев