Как сахар взлетает в цене. Замруководителя УФАС Андрей Розенталь раскрыл секреты наживы на продуктах
В Зеленодольске побывал заместитель руководителя Управления федеральной антимонопольной службы (УФАС) по РТ Андрей РОЗЕНТАЛЬ, посетив производственно-коммерческую фирму «Полюс», лицей №1, а также встретился с главой ЗМР и с журналистами.
Почему в нашей стране то и дело взлетают цены на те или иные продукты, при этом нередко попадая в разряд дефицита? Андрей Николаевич объяснил этот феномен на примере сахарного песка.
– Когда дорожают какие-то продукты, особенно социально значимые, народ начинает возмущаться, что УФАС не работает. Смею заверить вас, это не так. Мы в таких случаях запрашиваем у сетевых магазинов документацию, откуда они получают поставки, стараемся выявить, придерживается ли товар на складах, не создаётся ли тем самым искусственный дефицит.
Но мы можем признать нарушение ценовой дискриминации только в случае, если субъект занимает доминирующее положение, когда доля его рынка 30, 50 и более процентов. Если человек, кроме как в этом магазине, нигде этот товар купить не может, тогда это нарушение антимонопольного законодательства. А когда участников рынка много, можно купить товар «за углом» в два раза дешевле, то ценообразование регулирует уже сам потребитель. Он скажет: зачем мне ваше мясо за тысячу рублей, когда рядом по 750!
Но есть ещё один важный момент – сговор: когда несколько крупных участников рынка, доля каждого из которых, условно говоря, 25 процентов, сговариваются между собой. Такие сговоры мы нередко наблюдаем в сфере стройматериалов, например, производство кирпича. Правда, их очень сложно доказать: производители должны поднять цену на товар в одно время и на одинаковую сумму.
Теперь о социально значимых товарах, к которым относится сахар. Спрос на него не эластичен. Что я вкладываю в это понятие?
Обычно происходит так: снижается цена, спрос на подешевевший товар взлетает, и за счёт объёмов продавец зарабатывает. С солью и сахаром этот механизм не работает. Поставьте сейчас цену на сахар, например, 25 рублей, никто не побежит его скупать. А вот если он резко подорожает, то народ, поддаваясь панике, сразу бросается в магазины. Здесь всё с точностью до наоборот: чем больше цена, тем больше спрос. Соответственно, на сахаре можно заработать только тогда, когда он растёт в цене. Чем и пользуются участники рынка. Это срежиссированная тема: достаточно пустить слух. Есть и второй вариант – ситуация в стране, подталкивающая к паническим настроениям.
Другой вопрос, который задевает за живое не только журналистов, но и всё общество: почему позволяют наживаться на товарах (берцы, куртки, рюкзаки), которыми родственники доукомплектовывают мобилизованных на спецоперацию?
– Мобилизация в стране не объявлялась уже 70 лет, а если система не работала много лет, какая бы она ни была – гражданская или военная, без накладок не обойтись. В Великую Отечественную этот механизм тоже заработал только в 1943 году.
УФАС предпринимало попытки снизить цены на экипировку, подавало в прокуратуру предостережения, вместе с тем механизмов воздействия на продавцов в такой ситуации немного, поскольку они действуют в рамках действующего законодательства и имеют право повышать цены. Вот и сработал тот самый рыночный механизм. Ведь до объявления мобилизации товары для туристов, охотников и рыбаков не пользовались большим спросом, а производители не в состоянии враз кратно нарастить объёмы. Возник дефицит. Если не повышать цены, то товар вообще бы исчез с полок магазинов.
Остаётся надеяться, что промышленность отреагирует на возникший спрос, и проблема, с которой столкнулось наше общество, будет решена.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев