Как работала типография «Зеленодольской правды» в 1979 году
Как мы и обещали, весь октябрь будем рассказывать об истории нашей газеты, которой в этом году исполнилось 95 лет
Наш рассказ был бы неполным без воспоминаний о работниках типографии, где печаталась газета. Всем читателям времен СССР знаком характерный запах свежего оттиска газеты. Все дело в краске, которую использовали при технологии высокой печати. Этот метод был самым распространенным способом производства газет в советские времена. Принцип работы прост: на выступающие печатные формы наносили вязкую краску, затем прижимали к листу, получая отпечаток. От работников типографии зависело искусство шрифтового оформления издания, а также гармоничного расположения всех частей набора.
Мы нашли публикацию, посвященную работе зеленодольской типографии, вышедшую в свет в год 50-летия «Зеленодольской правды» — 3 октября 1979 года. Написал ее замечательный журналист, блестяще владевший словом Валентин Михайлович Казаков:
Валентин Казаков в центре
При обычных, казалось бы, словах «выпуск газеты», у журналистов в мыслях сразу строится логическая цепочка: редакция — типография — полиграфисты. И, конечно, в первую очередь, наборщик. У англичан эта профессия имеет звучное название — «кэмпозитэ», а пишется как «композитор». И в самом деле профессионал-наборщик — это человек творческой натуры. Он — мастер точного расчета, художник, творец. Посмотрите, например, как работают Екатерина Николаевна Туктарова и Лидия Николаевна Шумилина на верстке газетных полос.
Словно играючи, ложатся под их руками в печатную форму линотипные строки, выстраиваются заголовки, встают на свои места различные реглеты и линейки, заставки и клише... Только помните, что эта легкость — мнимая. Нужно поработать многие годы — а наборщики Е. Н. Туктарова и Л. Н. Шумилина на своем деле работают более 30 лет — надо иметь талант, чтобы вот так, умозрительно видеть в свинцовой полосе будущую газетную страницу, чтобы ощущать легкими прикосновениями пальцев соответствие каждой линейки, шпации, шпона требованиям верстки, технологическим нормам, эстетике восприятия оттиска.
Но предварительно в будущую полосу вкладывают немало сил и умения линотиписты, дело которых — отлить в свинцовые строки подготовленные журналистами статьи, заметки, очерки, рассказы, стихи и т. д. Причем точно по заданным размерам, безошибочно и, конечно, быстро. И надо сказать, что опытнейшие линотиписты Людмила Валентиновна Бекжанова, Зинаида Яковлевна Салатова, Екатерина Алексеевна Ананьева демонстрируют каждый день, каждый час свой высокий профессионализм.
Сложен и многопланов выпуск газеты. Сверстана свинцовая полоса, но как еще далеко до того времени, когда будет сделан первый оттиск готовой газеты. Сначала печатник ротационной машины Евгений Шибаев оттиснет со свинцовой полосы картонную матрицу на специальном прессе, потом отольет с нее в другой машине свинцовый стереотип, отработает его, закрепит на валах ротации. И только потом бешено закрутятся валы печатной машины, выдавая на приемный транспортер аккуратно разрезанную и свернутую газету.
Всегда приятно полиграфисту взять в руки свежий номер газеты, только что сошедший с печатной машины.
На снимке: (слева направо) наборщик Е. Н. Туктарова, линотиписты Е. А. Ананьева, З. Я. Салатова,
печатник Е. Н. Шибаев, наборщик Л. Н. Шумилина
Впрочем, между этими главными операциями полиграфистам надо выполнить не менее десятка промежуточных, чтобы газета стала такой, как она сложилась в замыслах редакции. Может быть потому, что каждый номер газеты требует максимума внимания, знаний, умения, четкости и оперативности, он так дорог полиграфистам. Случись в типографии на любом участке газетного потока непредвиденная задержка, и тут же на помощь приходят другие специалисты. Всегда могут, как говорят, «подстраховать» метранпажа наборщики Надежда Просвирова и Дания Хисматуллина, линотиписта — Александра Андреева. Всегда наготове мастер-наладчик Валентин Павлович Гудин и инженер типографии Салих Сафиевич Сафиуллин, которые досконально знают полиграфическое производство.
Да, самая яркая оценка работы зеленодольских полиграфистов — газеты «Зеленодольская правда» и «Идел ягы», ежегодно завоевывающие классные места в республиканских конкурсах на оформление районных газет. Для каждого полиграфиста каждый новый номер газеты, пахнущий свежей типографской краской, всегда имеет особую прелесть. И, наверное, это потому, что заключает в себе не только труд, но и гордость специалиста, вложившего в газету частицу своей души.
1979 год, 3 октября
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев