Как нас дурят в супермаркетах
Как часто вы соблюдаете «золотое правило» покупателя - проверять сдачу и кассовые чеки? Потребители, пренебрегающие этим простым советом, могут понести ощутимые убытки. Автор статьи на личном опыте у бедилась, что в чеке из супермаркета можно найти множество сюрпризов.
1. 10 по цене 100
В надежде сэкономить на канцтоварах к началу учебного года я отправилась в крупный столичный гипермаркет. Помимо школьных принадлежностей были сделаны мелкие хозяйственные и продуктовые покупки. На кассе за электронным табло я следила плохо - ребенок постоянно отвлекал и задавал вопросы. Такая невнимательность обошлась семейному бюджету в лишних 933,3 руб.
По ошибке кассира 10 тетрадей по 10,37 руб. превратились в пачку из 100 штук. Правда, обнаружено это волшебство было уже дома.
После долгих сомнений, спустя трое суток, я все-таки обратилась в пункт обслуживания покупателей. К моему удивлению, сотрудники магазина отнеслись к просьбе о возврате доброжелательно, уточнили данные о покупке и попросили подождать несколько минут. После проверки информации службой безопасности (по записям с камер) вся сумма была возвращена.
2. Лишняя покупка
С этим явлением мне пришлось столкнуться в подмосковном сетевом супермаркете. Изучив дома чек, я обнаружила лишнюю позицию - колбасу «Брауншвейгскую» - 1,144 кг., по цене 549 руб. за кило. Следует отметить, что средний вес батона такого сорта - около 500 гр. Крупногабаритный экземпляр дорогой колбасы среди покупок найден не был. Обратиться с письменной жалобой в магазин удалось только после возвращения с дачи. Изначально сотрудники супермаркета скептически отнеслись к просьбе о возврате, ссылались на то, что записи с камер хранятся у них сутки. Но деньги все-таки были возвращены через неделю.
Ведущий юрист Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» (ОЗПП) Денис Ульянов считает, что невнимательному покупателю всегда сложно доказать, что он не приобретал спорный товар. Эксперт обращает внимание на ст.56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона обязана самостоятельно доказывать факты, на которые ссылается.
Д. Ульянов привел также пример из личного опыта, когда деньги за лишнюю единицу в чеке вернули лишь после сверки складских остатков. Согласно накладным, в магазин поступало всего два экземпляра такой продукции. Один товар остался на складе, второй находился в торговом зале. Он-то и был дважды пробит на кассе.
3. Рост цен
Бывает так, что вы покупаете товар по одной цене, а на кассе он оказывается дороже. Администраторы в таких случаях утверждают, что не успевают менять данные. Если проявить настойчивость, то можно получить покупку по цене, заявленной в торговом зале. Так, со «скидкой», несколько раз в супермаркете я покупала фрукты.
Д. Ульянов пояснил, что указанная цифра на ценнике - это договор оферты. Но случаются технические ошибки операторов (например, опечатки). Влияет и человеческий фактор - когда просто не успевают поменять ценники в зале, в то время как загрузка новых цен в базу происходит в течение нескольких секунд.
«Принудить продать товар по более низкой цене невозможно (ст. 421 ГК РФ говорит о свободе договора), особенно если стоимость товара была все-таки озвучена на кассе. Покупатель же имеет право отказаться от покупки, которая подорожала в пути», - добавляет юрист.
4. Сдача с недостачей
Практически в любом магазине возможны ситуации, когда сдача не соответствует ожиданию покупателя. Я могу вспомнить случай, когда с пятитысячной купюры расчет был сделан как с тысячи. Самое неприятное, что понимание этого пришло только дома. Но возвращение в магазин принесло плоды - деньги вернули.
Если кассир уверяет, что покупатель не давал денег или сдача выдана неверно, юрист ОЗПП советует сразу вызывать администратора торговой точки. Спорный момент разрешается в результате пересчета (снятия) кассы.
5. Персональная скидка
В супермаркете г. Воскресенска произошел со мной довольно любопытный случай. Кассир, после сканирования покупок, спросила, есть ли у меня дисконтная карта. Таковой не имелось, но сотрудница магазина достала свою карточку. Быстро провела ее через кассу и назвала сумму к оплате. Объяснение неожиданному VIP-сервису нашлось позже, на дне продуктового пакета. По информации, содержащейся в кассовом чеке, стало ясно, что кассир за покупки взяла всю сумму . Видимо скидку (10% или около 300 руб.) она решила оставить себе на чай.
6. В чеке не значился
О том, как важно внимательно следить за кассовым табло, свидетельствует и пример, рассказанный Денисом Ульяновым. На кассе супермаркета умышленно не сканируется (и в результате не попадает в расчет по чеку) дорогостоящий товар. Покупателя на выходе останавливает служба охраны, предлагающая оплатить якобы ворованную вещь в многократном размере. В случае несогласия грозят вызвать полицию. Дело может дойти до уголовного разбирательства.
Роспотребнадзор или суд
Куда лучше обратиться покупателю, если претензия по возврату средств не была удовлетворена администрацией магазина? Д. Ульянов отметил, что управление Роспотребнадзора - это административный орган. Это значит, что по жалобе покупателя может быть проведена проверка магазина на предмет нарушений КоАП РФ. Если факты подтвердятся, то на юридическое лицо будет наложен штраф. Жаловаться в данную организацию имеет смысл, если в торговой точке происходят массовые нарушения.
«Единственной инстанцией, которая имеет право на восстановление нарушенных прав потребителя, является суд», - заключил ведущий юрист ОЗПП.
К сожалению, получить комментарии у представителей торговых сетей не удалось. В адрес трех популярных компаний были направлены запросы с просьбой дать советы покупателям, попавшим в спорные ситуации. Однако пресс-службы торговых сетей на предложение не откликнулись. Видимо, повышать финансовую грамотность потребителей, ритейлеры пока не готовы.
Дина МИХЕЕВА, РБК.Личные финансы
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев