«Из мастерских — в завод»: Как Зеленодольское предприятие сумело выжить в трудное послереволюционное время
10 октября завод им. Горького отметил большой юбилей — 130-летие со дня основания
О первых шагах предприятия мы продолжаем говорить с руководителем заводского музея Дилярой Егоровой.

— Диляра Рушановна, до событий 1917 года Паратские мастерские уже прошли 22-летний путь, успев превратиться в солидное предприятие со множеством цехов, оснащённых современным по тем временам оборудованием. Но грянула революция, и сложившиеся экономические связи рухнули: как в таких условиях выживал завод?
Так выглядело предприятие в начале прошлого века
— Растерянность от смены режима была недолгой, уже весной 1918-го, то есть, спустя полгода после Октябрьской революции, мастерские передали в ведение Морского комиссариата, этому ведомству поручили немедленно восстановить все существовавшие в Паратске предприятия. Ещё спустя три месяца, 30 июля, на заседании Совнаркома было принято решение создать в затоне базу для формирования и ремонта Волжской военной флотилии. Кроме того, в посёлок эвакуировали часть Балтийского завода. А к 1 сентября того же года комиссариат должен был представить в высший совет народного хозяйства РСФСР программу предполагаемого производства судостроительно-механического завода. В начале ноября в одно предприятие слили Волжско-Ижорский и Волжский автономный судостроительно-механический заводы.
Дореволюционный земснаряд для дноуглубительных работ на зимовке в Паратском затоне. 1918 год
В 1918-м, как и планировалось, Паратские мастерские стали базой по ремонту судов Волжской флотилии, всего в 1918-1919 годы их отремонтировали 110 единиц. В это же время вышел ряд важных документов, в которых подчёркивалась особая оборонная роль мастерских, уже тогда рассматривались перспективы превращения их в полноценный судостроительный завод. Сохранились документы, где Ленин в восхитительных тонах отзывается о нашем предприятии: «Образцовая организация, крупнейшие специалисты кораблестроения, машиностроения и электрификации».
В Гражданскую мастерские в основном были задействованы в оборонзаказе. Ремонтировали суда Казанского и Московского округов путей сообщения, строили понтоны, изготавливали токарные станки для обточки снарядов. А ещё делали, как сейчас говорят, побочную продукцию — парты и столы для школ, двери и перила, домики для постовой службы и много чего ещё.
В 1921-м завод успешно справился с правительственным заданием по достройке трёх тральщиков «Демосфен», которые пригнали в затон ещё три года назад. За эту работу в то голодное время 275 рабочим выдали премию мукой, мясом и солью.
— Когда Паратские мастерские окончательно переросли в завод?
— 12 августа 1921 года вышло Постановление Совета труда и обороны ТАССР, по которому создавалось 10 трестов с 64-мя предприятиями, одним из них в июне 1922-го стал Паратский комбинат. В его состав вошли: Паратский судоремонтный и гильзовый заводы, Лопатинский лесопильный, а также фабрика «Фанера».

Колёсные буксиры в 30-е годы стали основной продукцией завода
Замечу, к моменту объединения наш завод уже был хорошо известен не только в Татарии, но и в центральных округах России. На 1 июля 1922 года в нём трудились 1520 рабочих и служащих — это в 75 раз больше, чем 15-ю годами ранее!
И вот 16 октября 1922 года предприятие официально получает название «Красный металлист». Ещё через 10 лет рабочий посёлок переименовывают в Зеленодольск. А позже в память о Паратске и одноимённых мастерских называют улицу, которая символично связала верхнюю часть города с промышленной зоной, где и зарождалась наша история.

На палубе первого парохода: группа работников завода «Красный металлист» во главе с главным инженером А. М. Проваторовым. 1929 год
Вклад предприятия трудно переоценить!
Могли ли основатели Паратских мастерских представить, во что выльется их скромное предприятие! Завод им. Горького стал одним из двух градообразующих, за эти годы им сданы для пассажирского и военного флотов сотни судов. Для социальной инфраструктуры построено множество объектов, включая стадион, поликлинику, Дворец культуры, санаторий-профилакторий и десятки многоквартирных домов.
В наше время горьковчане изготовили металлоконструкции для путепроводов над железной дорогой около станции Зелёный Дол и на улице Новостроительной. Роскошная решётка вдоль городского парка на улице Ленина — тоже их творение.

Только «Метеоров» проекта 342 было произведено 375
Большой вклад завод внёс в возведение объектов культового назначения, таких как Раифский монастырь, храм Андрея Первозванного, мечеть на ул. Гоголя, мусульманский молельный дом, православная часовня около ПЧ-52, Романовская часовня... Общий вклад предприятия в экономику города и страны трудно переоценить.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев