Интересные факты: Зеленодолец Гумар Гибадуллин рассказал о дорогах войны в Афганистане
«Нам сказали, что будем служить за границей, мы и решили - в Германии, Венгрии или, может, Польше. И только когда наш поезд взял курс на юг, нам подробно объяснили, куда везут».
Выпускник ДОСААФа Гумар Гибадуллин попал в отдельный 659-й автомобильный батальон. Первое, что поразило зеленодольца: выжженная солнцем земля, средневековая одежда местных жителей и истерзанные, словно после 15 лет эксплуатации, «КамАЗы», которым был от силы год.
Как молоды мы были
- А смотря на уставшие, огрубевшие лица солдат, я в полной мере осознал, что меня ждёт в ближайшее время. Это не на плацу с песнями два года маршировать, а реальные полевые условия - в палатках. И кругом одни пески!
Впечатления были так сильны, что первые недели новобранец помнит до сих пор. К примеру, свой первый рейс, когда в составе колонны из 50-60 машин он вёз на «бочке» ГСМ. Как после проезда Таш-Курганского ущелья, прорезающего ножом горный хребет, впервые увидел свидетельства войны - валявшиеся по обочине подбитые танки, БТРы и целые сгоревшие колонны.
Первый год Гумар служил «наливником» - перевозчиком солярки и бензина. Это была самая уважаемая водительская специализация во время боевых действий в Афганистане. Ведь случись попадание вражеского боеприпаса в цистерну, и «наливник» с большой долей вероятности становился живым факелом.
На второй год Гумару сказали: «Будешь возить продукты». Тем не менее в кузове нередко вместо картошки или капусты оказывались снаряды с минами.
Впрочем, под обстрел он ни разу не попал. Служба проходила на севере страны, наиболее контролируемом нашими войсками. Однако опасность поджидала повсюду. Выстрелить могли из каждого кишлака, из-за любого камня.
Но чаще водители гибли из-за того, что притуплялось чувство осторожности. Или не справлялись с управлением на горных участках. Так перед самым «дембелем» он потерял своего друга и земляка Сергея Чадаева. Его «КамАЗ», на котором стояла зенитная установка, сорвался в пропасть, подрезанный встречной машиной. Снимок Сергея, оформленный в виде портрета, Гумар бережно хранит в домашнем архиве.
В мирной жизни бывший «афганец» остался верен выбранной профессии. Сразу после армии устроился в ПАТП - водил автобусы по «двойке», до Волжска, Васильева. Потом были ПФМК, «дальнобой», СУ-3, лесовоз, и вот уже почти 15 лет его место работы - кабина машины скорой помощи. «Всю жизнь за рулём».
Эмблема родного автобата дорога Гумару Гибадуллину и спустя годы
Оглядываясь назад, наш герой говорит: «Я горжусь тем, что служил в Афганистане». Ввод войск в эту страну считает политической необходимостью. А больше всего жалеет матерей погибших бойцов, с которыми ему, как ветерану, приходится встречаться на мероприятиях.
- Смотрят на тебя, и ты понимаешь - сравнивают: какими бы в этом возрасте могли быть их сыновья. Тяжело это видеть …
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев