Новости Зеленодольска

Зеленодольский район

16+
Новости

Гуманизм, сложные обстоятельства и заслуженные награды

Вручены призы 47-го Московского международного кинофестиваля. Рассказывает Константин Чалый

«Золотого Святого Георгия» жюри под председательством испанского продюсера и режиссёра Луиса Миньярро единогласно вручило двухчасовому фильму «Элизиум», заодно отдав и приз за режиссуру его создателю, уроженцу индийского штата Мегхалая. Прадип Курба был счастлив получить награду из рук членов жюри, россиянина Алексея Германа-младшего и румына Корнела Георгицэ.

Триумфаторами фестиваля стали фильмы с названиями на «э». «Элизиуму» уделено внимание в нашем предыдущем материале. Стоит сказать несколько слов о награждённой специальным призом жюри «Эвакуации». 
Подобно Андрею Зайцеву, автору «Двоих в одной жизни, не считая собаки», у режиссёра из Казахстана Фархата Шарипова тоже уже есть главный приз ММКФ, за современную драму морального выбора «Тренинг личностного роста...» (2018). В конце десятых годов ему удалось запуститься с историческим проектом, посвящённым перемещению жителей Ленинграда на территорию Казахской ССР в начале сороковых годов прошлого века. По ряду обстоятельств работа над картиной, которая могла стать событием как в качестве масштабного кинополотна, так и на телевидении в формате мини-сериала, была остановлена. В случаях, когда среди главных героев дети, это равносильно тому, что кино не будет завершено — слишком быстро время безвозвратно меняет маленьких исполнителей.
Та «Эвакуация», что мы увидели в конкурсной программе ММКФ, длящаяся менее полутора часов, — скупой слепок грандиозного замысла, бережно собранный из отснятого материала. Оборванность истории соответствует и драматизму событийного ряда, и в целом теме трагедии людей, вынужденных срываться с мест по воле войны. Помещённое в узкий прямоугольник, лишённое цвета изображение заставляет вспомнить об историко-психологическом кинематографе Алексея Германа, отца вышеупомянутого члена жюри.

Герои «Эвакуации» говорят по-русски, но из представленных в конкурсе фильмов российского производства приз достался только «Семейному счастью» Стаси Толстой (Венковой) — актёрский, Евгению Цыганову. Лучшей актрисой жюри признало Марию Родригес Сото из испанского фильма «Дом в огне».
Относительно молодая барселонка, конечно же, лишь одна из принципиальных фигур актёрского ансамбля, изображающего не слишком счастливое каталонское семейство, собирающееся для решения важного вопроса с недвижимостью. Виртуозный сценарий разными сторонами поворачивает к нам персонажей, у каждого из которых есть свои секреты или до поры не вырывающиеся наружу проблемы. Тайна Жулии, героини Родригес Сото, самого банального свойства — утомившаяся мать двух дочерей, она изменяет мужу с юным официантом.
Режиссёр Дани де ла Орден никого из действующих лиц не показывает идеальными, но и не делает их неприятными. Как и Курба с Шариповым, он отказывается от изображения антагонистов, строя действие на более тонких конфликтах. Все трое в итоге создают гуманистические произведения.

Фильмы из программы «Русские премьеры», в этом году сделавшей неожиданный коммерческий поворот и по сути превратившейся в Гала-премьеры, в основном предпочитают практичные и доходчивые приёмы. Жюри под руководством Владимира Грамматикова выбрало бесстыдно сентиментальную двухчасовую историю «Мужу привет» режиссёра Антона Маслова. Сверить своё мнение с голосовавшими кинематографистами зрители смогут уже через неделю, когда картина выйдет в широкий прокат.

Критикам и посетителям фестиваля более приглянулись другие ленты — живописный роуд-муви зеленодольца Ивана Петухова «Туда», герои которого в какой-то момент приезжают и в Казань; поставленный уральским коллективом (но с действием в Петрограде/Ленинграде/Санкт-Петербурге) «Бесконечный апрель», показывающий жизнь страны через призму быта коммунальной квартиры и несчастливой семейной жизни скромного корректора; снятые на алтайском языке «Волки», без прикрас изображающие полную опасностей и жестокости родоплеменную реальность. Тем, кто привык класть по пять ложек сахара не только в чай, а и в первое и во второе, придутся по вкусу «Легенды наших предков» Ивана Соснина, хотя его небрежность в обращении с верованиями малых народов можно сравнить разве что с его же схематизмом в изображении личных отношений.

В том, что о существовании человеческих чувств молодые кинохудожники знают по чужим и более удачным фильмам, нет большой беды. Печальнее, когда на пути их честного отображения встают искусственно навязанные препоны. Такие явления можно было наблюдать и на ММКФ. Если «листья коки» убрал из текста в норвежской «Гадкой сестре» до смерти напуганный южноамериканской ботаникой прокатчик «Иноекино», предоставивший эту взрослую сказку для программы «Дикие ночи», то «Валентиновым днём» в реплике девушки в конкурсном «Времени жатвы» пожертвовал уже фестивальный переводчик.
Юрий Дорохин, режиссёр российского фильма «Зимник», удостоившегося специального упоминания жюри конкурса документального кино, не только оставил звучать богатую образную речь дальнобойщиков, едущих по зимней дороге, но и разнообразил их индивидуальные интервью, где эти замечательные люди всё же старались выбирать выражения, тайно записанными с их микрофонов ироническими комментариями по поводу съёмочного процесса. Увы, взрослая аудитория ныне и на фестивале лишена возможности воспринять оригинальный авторский замысел, и заглушаемые звуковыми сигналами герои фильма, вытаскивая застрявший на минусовой температуре грузовик, общаются как в анекдоте: «Петрович, ну неужели ты не видишь, что это раскалённое олово, и оно капает мне за шиворот?».

Константин Чалый

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 

Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».

 

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев