Душа дерева спрятана в его глубине. Испокон веков на Руси умельцы при помощи своих инструментов творили из простого бревнышка настоящие чудеса. Резчик Юрий Зотов - последователь традиций российских мастеров и продолжатель семейной династии.
Кап, фанера, отходы древесины, упавшее дерево - все дожидается своего часа в мастерских Юрия Зотова, рассортированное по полкам для просушки: часть - в гараже, еще - в выгородке Раифского спецучилища, где и работает сегодня наш герой, обучая
мальчишек тонкостям обработки древесины.
С десяток пацанов в пятнистой форме старательно орудуют стамесками - учатся делать геометрический узор, мастерят символ года - обезьянку, режут черенки для молотков, которые делает параллельная группа. Удивительно, но молотки расходятся на ура - особенно те, на которых, по придумке сметливых подростков, вырезают марки машин - инструменты с надписью «Инфинити» или «Ситроен» берут сразу несколько штук. А искривленные ветки сосны вскоре превратятся в роскошные оленьи рога-вешалку!
- В деле резчика вообще много случайностей, - рассуждает Юрий Михайлович. - Конечно, с красками и карандашами я с детства. Меня родители теряли: проснутся, ищут-ищут по квартире - нет нигде, а я под столом спрятался и рисую! Дед мой, рассказывали, был изумительным плотником, брат занимается резьбой - можно сказать, любовь к дереву у нас наследственная.
Но в 4 классе я записался на хоккей и до 10-го не расставался с клюшкой, думал, поиграю, потом в тренеры пойду, рисование казалось бесперспективной забавой. И все же после школы пришлось выбирать иной путь. Совершенно случайно с приятелем в Казани мы увидели объявление о наборе курсов резчиков по кости, показалось интересно - и подали документы. А 30 августа поехали узнавать расписание, и нас огорошили: группа не набрана, ищите срочно, куда деваться.
Удалось записаться в Волжск электромехаником, но выдержал только до Нового года.
Дальше - армия, и тут развернулся у меня талант оформителя: два года рисовал плакаты, панно, оформлял казармы, столовые. Поступать потом решил в строительно-художественное училище - и вот тут… Подаю документы, а меня спрашивают: что ты
рвешься в оформители, их полным-полно, давай в резчики! Повели меня в музей дерева, и я, увидев тамошнюю деревянную сказку, сказал: ни за что мне так не суметь. А парни, что как раз сдают экзамен, смеются: мы, мол, тоже так говорили!
После училища работы хватало: для Треста столовых делал панно, «Снежок» был полностью украшен моими работами. Потом настали безденежные времена, устроился на Пожарный поезд. А в 1994 году началось возрождение Раифы - и мы, несколько мастеров, занялись реставрацией собора Грузинской Божией матери. С 1998 года началась моя педагогическая деятельность: в УПК, вплоть до его ликвидации, учил резьбе школьников, и с 2000 года - в Раифском СПУ.
Раньше каждый мастер набирал себе учеников, и теперь, видимо, настало мое время передавать опыт. Приятно, когда мальчишки становятся мастерами, и что-то в их душе меняется, становится лучше. Они творят, а творец плохим человеком просто не может быть. Наши кормушки, сделанные с людовью, на ярмарке в Казани признали лучшими среди тысяч других, да и синичкам они нравятся.
Пускай днем самому резать некогда, зато вечерами приходит вдохновение - и тогда получаются такие красивые вещи как Спас, панно к 1000-летию Казани, ажурные вазы из пней. Постоянно езжу на рыбалку, в багажнике вожу ножовку - что приглянется, беру.
Люблю работать с капами, этими жемчужинами леса. Тут требуется скорость и сноровка, а форму подсказывает сама природа, надо лишь ее подчеркнуть.
Вся моя жизнь связана с деревом. Я доволен и не жалею, что выбрал это дело. Или это дерево выбрало меня?..
Нет комментариев