Фото: Алексей Хабаров живет в Чебоксарах, но в любви признаётся и к родному Зеленодольску
Знакомим вас с нашим земляком, поэтом Алексеем Хабаровым, автором книг "Сказ о Чудаке", "Настасья Микулична", "Любовь амазонки", «Русь Стозвонная». Поэт живёт сейчас в Чебоксарах, но сердце его остается в Зеленодольске. Алексей Хабаров родился и вырос в Зелёном Доле, на берегах Волги, это наложило отпечаток на его творчество. Через всю жизнь...
― Как можно не любить природу, озёра, леса, заливные луга, ― признаётся Алексей Хабаров. ― В моих детских воспоминаниях живы исчезнувшие сегодня озёра: Татарское, Кругленькое, Советское, Медвежье, Электрическое, Кривая Лопата, Изумор. Волжские просторы всегда покоряли моё сердце, всё это очень дорого для меня и не может не звучать в моих стихах:
Я Волгу давно вспоминаю,
Какою когда-то была.
Точнее сказать - поминаю,
Какая была - умерла.
Река потеряла теченье,
Зеленым болотом цветет
И молит она о спасеньи,
А грязь отовсюду течёт.
Но помню тебя и другою,
Была ты живая тогда
И что же творила весною:
Не знала преграды вода!
― Алексей Васильевич, приоткройте завесу, как рождаются стихотворные строки? Что главное, на ваш взгляд, в творчестве?
― Творчество - это необъяснимый процесс. Нужно иметь цветное воображение, чтобы писать стихи, но оно необходимо не только пишущему, но и читающему. И ещё надо любить то, о чём пишешь. Патриотизм и любовь к Родине - это неотъемлемая часть творческого процесса.
― Вы родились перед самой войной, отложила ли она какой-то отпечаток на вашу жизнь?
― Я родился в феврале 1941-го. В День Победы мне уже шёл пятый год, я многое запомнил. Жили мы на станции Зелёный Дол, рядом с клубом фанерного завода. Отец работал на заводе имени Серго, мать на железной дороге. Домой они приходили не каждый день, так как работали сутками.
Время было голодное, мечтал поесть хлеба вдоволь. Помню, как пленные немцы строили узкоколеколейку от ЗФЗ к Волге, , куда приходили плоты. У нас в доме останавливался военный, приезжавший с фронта в Суслонгер за пополнением. Он давал пощелкать незаряженным пистолетом, а у меня не хватало сил нажать на курок.
Братья все лето рыбачили, а я совсем маленький, меня не брали, но в четыре года впервые позвали с собой и я был такой счастливый.
Помню в 45-м огромную очередь за мукой, её продавали через крошечное окошечко. К очереди подошел изможденный мужчина в военной форме с нашивкой за ранение. Просил передать деньги на муку. Ему отказали. И этот человек, услышав резкое недовольство женщин в свой адрес, захрипел и упал в конвульсиях. Женщины бросились к нему на помощь, они осознали, что это наш защитник, потерявший здоровье на фронте. Ему дали муку и не взяли денег. У мужчины слёзы на глаза наворачивались. Потом я написал об этом стихи: «Толпа как будто монолит, спрессована одним стремлением пакет с мукою получить…».
Детство всегда вспоминают в розовом свете, но могу честно сказать: тогда была атмосфера всеобщей тревоги. Я только потом это осознал.
― Как складывалась ваша судьба, как вы оказались в Чебоксарах?
― Братья поступили в Зеленодольский механический техникум, я пошёл по их стопам, получил специальность «обработка металлов давлением». 20 лет проработал на заводе им.Серго и сохранил тёплые воспоминания об этом предприятии. И до сих пор мне иногда снится, что я технологом на этом заводе решаю производственные вопросы.
Друзья переманили меня в Чебоксары. Видимо судьбе моей так было угодно, чтобы я переехал, иначе этих книг бы не было. Там мое развитие пошло несколько иначе. Работал на тракторном заводе, меня избрали секретарем партбюро техотдела, я был убежденный атеист. Но и сам не заметил, как мое мировоззрение стало совсем иным, и это пришло само собой.
― Стихи вы начали писать поздно, после сорока лет, что подтолкнуло к этому?
― Это было неожиданно для меня самого. Я был в командировке в Румынии и как-то была устроена экскурсия в известное место - Пояна Брашов. Красивая местность, среди гор вьётся дорога, фуникулёр, долина спряталась, словно чаша среди гор. На самой вершине крест православный, куда бы ни поехал, он словно рядом. Я вернулся в гостиницу и у меня полились строчки: «Горная дорога, резкий поворот, ёлки, как девчонки крутят хоровод…».
Сегодня стихи - это уже часть моей жизни. Бывает, идёшь, а строчки сами текут. Первую книгу "Сказ о Чудаке", посвященную русскому Ивану, выпустил в 1999 году в Чувашском книжном издательстве. Вспоминаю, как родилось её название: зашёл в заводской архив и вдруг в голове зазвучали строки «Жил да был один чудак…».
― У вас вышли уже четыре книги, каков их главный посыл?
― В июне 2009 года опубликована моя поэма "Настасья Микулична". Интересно, как рождался один из персонажей книги - чудовище. Этот образ я увидел во сне и уже потом нашёл в журнале описание подобного «чудища азиатских просторов». Главная идея этой книги - творение блага страдающему народу.
В 2013 году вышла книга "Любовь амазонки", в неё включены одноименная поэма и стихотворения разных лет. Она вошла в список книг-участниц республиканского конкурса "Литературная Чувашия: самая читаемая книга 2013". Поэма рассказывает о самоотверженной любви амазонки и юноши из славянского племени.
«Русь Стозвонная» увидела свет в 2015 году. Эта книга должна была называться по-другому, но, как это часто бывает с поэтами, откуда-то сверху пришло новое название. Шёл с работы и вдруг всё изменилось в цвете, всё стало ярким. И я понял, вот как выглядит божественная любовь, наполняющая всё! Мне это было дано лишь на минуту. Эта книга любви. Как и все мои книги - о любви к природе, к женщине, к Родине и, что важно, о защите Родины во имя Жизни!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев