Формула счастья Германа Серебренникова: 90-лет исполняется экс-директору завода имени Горького
90-лет исполняется зеленодольскому долгожителю Герману Серебренникову. Герман Глебович – ветеран труда, экс-директор завода имени Горького, спортсмен, Почётный гражданин города, человек с активной общественной позицией.
Самые светлые годы
Мы говорим с Германом Глебовичем накануне юбилея о «формуле счастья». Исследования социологов и психологов показывают, что человек бывает счастлив в самые разные периоды жизни: кто-то в 17 лет, а кто-то в 70. Какие же годы Герман Глебович воспринимает как самые светлые, ведь в его долгой жизни было столько событий...
– Самая счастливая пора для меня – это время, когда я трудился на заводе. Всегда бежал на работу, как на праздник, – уверенно говорит Герман Серебренников. – Полвека я посвятил судостроительному заводу им. Горького и никогда не жалел о своём выборе. Очень любил то, чем занимался. Думаю, это важно для любого человека. Если любишь то, что делаешь, жизнь воспринимается по-другому.
Герман Серебренников приехал в Зеленодольск по распределению после окончания вуза. Выпускника Ленинградского кораблестроительного института поселили в двухэтажном общежитии на улице Гоголя. Работу на заводе он начал в мае 1954 года в должности производственного мастера.
Есть ли любовь на свете?
– Рядом располагались мужская и женская «общаги», а недалеко раскинулся лесной массив, – рассказывает Герман Глебович. – Красивейшая природа, обилие зелени. Когда я приехал, кругом всё цвело. Радовало, что всё рядом: и река, и лес, и завод. На волейбольной площадке рядом с общежитием познакомился с будущей супругой Галиной Борисовной Евдокимовой. Через три года мы поженились.
Существует ли настоящая любовь на свете или это лишь мечты?
– Есть любовь! – убеждён Герман Глебович. – Я был влюблен, в 1957 году мы расписались и живём дружно вот уже 64-й год. Шумных торжеств тогда никто не проводил. После ЗАГСа мы собрались с друзьями в доме у Галиной бабушки (он располагался в частном секторе на улице Серова). Пришли друзья, с кем мы жили в общежитии: Миша Нестеренко, Саша Балабин, Иван Немченко. Галя позвала подружек, помню, пришла Ольга Погостинская с мужем Аркадием. Танцев не было, а вот песни пели от души. Сейчас свадебные церемонии – богатые, а семьи – не крепкие, очень много разводов. Тогда было иначе...
Наша дочь Татьяна – строитель и педагог. Внук Сергей работает в IT-отрасли. С внуком и правнуком Максимом (ему шесть лет, скоро в школу) встречаюсь каждую неделю. Другая дочь Ольга – по профессии химик, окончила Ленинградский государственный университет. Внуки Дмитрий и Даниил уже взрослые. Живёт Ольга на Кольском полуострове в городе Апатиты Мурманской области.
Кто оказал влияние?
Очень много интересных людей встретил Герман Глебович на своём пути. Это Борис Евстафьевич Бутома, Евгений Васильевич Товстых, Валентин Иванович Смыслов и многие другие. Кто их них оказал влияние на выбор профессии и другие важные жизненные решения?
– В той или иной форме все люди оказывают друг на друга определённое влияние, но главные решения я всегда принимал сам, – признаётся Герман Глебович. – Сам решал, где учиться и где жить. Родился и вырос я на берегах Оки, в городе Муроме. Мой отец, Глеб Николаевич, трудился начальником цеха на паровозоремонтном заводе. Очень работящий, мягкий человек. Возле дома был огородик, который помогал выжить. На грядках возился больше папа. Решение поступать в кораблестроительный институт я принял сам.
Мама, Анна Павловна, добрая, заботливая, воспитывала пятерых детей. У меня четыре сестры. Две их них уже скончались. Одна сестра, Надежда, живёт в Муроме – по профессии учитель. Другая сестра, Татьяна, – врач, живёт в Челябинской области в городе Озёрске. Мы частенько созваниваемся. Я стараюсь помогать им, поддержка, материальная и психологическая, важна для любого человека.
В 1948 году Герман Серебренников отправился из Мурома в Ленинград поступать в «корабелку». Существуют легенды, что совсем не случайно после учёбы он оказался в Зеленодольске. Мол, поехал под влиянием и по рекомендации Евгения Товстых и Бориса Бутомы. Герман Глебович опроверг этот миф.
– В нашей группе учился Жорж Бутома, – вспоминает Серебренников. – Он был сыном бывшего директора завода в Зеленодольске, а в последующем министра судостроительной промышленности Бориса Бутомы. Борис Евстафьевич приезжал в общежитие к сыну, позже мы встречались с ним в министерстве по работе. Никакого влияния на мой выбор и моё распределение он не оказывал.
А ректором Ленинградского кораблестроительного института действительно был Евгений Товстых, который в годы войны работал директором судостроительного завода в Зеленодольске. Я помню Евгения Васильевича, он был солидным, представительным, пришёл к нам на распределение. Но опять-таки на мою судьбу он не повлиял.
Хорошо помню и Валентина Смыслова. Валентин Ивановича работал на нашем заводе технологом, начальником цеха, главным технологом, главным строителем. С 1966 по 1969 годы он был директором. Позже приходилось общаться в Москве. Смыслов был заместителем министра судостроительной промышленности СССР и первым заместителем председателя Госплана СССР, где курировал ВПК.
Герман Серебренников награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской революции, орденом Почёта, медалями «За трудовую доблесть», «300 лет Российскому Флоту», он – «Почетный гражданин Зеленодольска» и «Заслуженный машиностроитель Татарстана»
«Сокол» с Волги
С участием Германа Глебовича создавались многие уникальные проекты кораблей. Какой них особенно запомнился?
– Скорее всего, МПК «Сокол». – Проект 11451 – малый противолодочный корабль на подводных крыльях. Много сил было потрачено, крылья – из титановых сплавов, сложный проект. Впрочем, интересных было много: корабли «Альбатрос», «Ягуар», «Сокол», «Скат», «Сивуч», а также гражданские суда – рыбодобывающие рефрижераторы, десятки теплоходов на подводных крыльях «Метеор».
Вспоминаю, как мы ввели в эксплуатацию 1976 году комплекс «Волга», позволяющий строить суда с предварительной сборкой крупных блоков весом до 400 тонн, суда водоизмещением до семи тысяч тонн и проводить круглогодичные швартовые испытания.
Мне пришлось пройти по всем ступенькам. Я начинал мастером, затем стал начальником участка, работал заместителем начальника стапельного цеха, замначальника планово-производственного отдела, начальником производственного отдела, замдиректора по производству, главным инженером, директором...
Дружба со спортом
«Я всегда ходил на работу пешком. Из принципа. Даже когда стал директором. Заходил на завод через «вторую» проходную и сразу обходил несколько цехов. Всегда занимался спортом, любил гимнастику, волейбол и городки, зимой всей семьей ходили на лыжах до Волжска».
Хорошее от природы здоровье позволяет ему вести активный образ жизни или наоборот, спорт даёт силы? «Не знаю, что здесь первично, пусть учёные разбираются, – отвечает Герман Глебович. – Но дружба со спортом даёт радость жизни!»
Слово – дочери
– Мои самые ранние воспоминания об отце: я совсем маленькая слушаю его рассказ о других планетах. Папа устраивал астрономический лекторий перед сном, –поделилась Татьяна Пионтковская. – Вспоминаю наши совместные прогулки в лесу – и летом, и зимой. Отец нас привлекал к занятиям спортом. Он водил нас на лыжные прогулки. В середине пути делали остановку в лесу и подкреплялись карамельками, чтобы восстановить силы.
Отношения между родителями всегда были очень тёплые, жизнерадостные и, самое главное, «очень уважительные». Мама Галина Борисовна – первая красавица. По профессии она инженер-строитель, окончила Одесский инженерно-строительный институт. Она, как и папа, любила спорт.
Помню, у нас была маленькая квартира, но с большой кухней – и там всегда собирались друзья. С юности до самой старости сохраняли добрые дружеские отношения. К сожалению, сегодня большинство из них ушли в мир иной.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев