Деревянный «блюз» Альберта Зиганшина
Зеленодольский резчик-художник создаёт необычные картины
«Есть в нашем городе талантливый человек, о котором вы никогда не писали», — позвонил в редакцию Анатолий Березинский, в прошлом курировавший в администрации района отрасль культуры.
«Не может быть! Как фамилия?» — засомневались мы.
«Альберт Зиганшин. Резчик по дереву».
Интернет подтверждает — лишь одна строчка с его фамилией в репортаже про выставку зеленодольских художников, и та — в 2012 году. Идём знакомиться!
Двери мастерской Альберта Кашафовича Зиганшина в Зеленодольской художественной галерее, похоже, никогда не закрываются. Всё то время, что мы были у него в гостях, к нему шёл и шёл народ — в основном художники.
— Альберт — наш главный помощник! Мы, готовя рамы для картин, часто калечим пальцы. А нам их надо беречь для рисования. Альберт — настоящий профессионал в этом деле: сделает так, что залюбуешься, — говорит художник Евгений Уткин. — Да он и педагог прекрасный, стольких зеленодольских девчонок и мальчишек обучил резьбе по дереву. И сам не просто резчик, а настоящий резчик-художник!
Мы уже в этом и сами убеждаемся. На стенах мастерской — удивительные работы. Вот огромная рыбина распласталась на горизонтальном поле, рядом с грустными глазами медвежонок коала, весёлый слон, пышащие красотой алые герберы, портреты улыбающихся джазистов...
— У него нет традиционной резьбы, чем занимается основная масса резчиков по дереву. Альберт делает то, что ему интересно, и это у него с детства, — подключается к разговору Анатолий Березинский.
Когда-то они росли в одном доме на улице Украинской. Уже тогда все знали — соседский мальчишка Альберт Зиганшин здорово рисует.
Его отец прошел всю войну, работал слесарем, мать — в одном из цехов на заводе им. Серго. Поступил Альберт в художественную школу поздно — «у родителей денег не было по тем временам, а платить — 25 рублей в месяц». Но приняли сразу во второй класс.
— Мне повезло. Это было золотое время удивительных педагогов художественной школы: Виль Шарафутдинов, Алексей Михайлов, Халимжан Сибгатуллин... Они очень многому меня научили. Я уже в ремесленном училище учился, но продолжал ходить в художественную школу. Потом поступил в училище, где готовили художников-оформителей, чеканщиков и резчиков по дереву. Мне опять повстречался хороший педагог Алексей Сенцов — маленького роста, горбун, но невероятно талантливый, со светлой головой.
Именно он помогал придумывать, «сочинять» работы, резать-то научиться легко, я считаю.
Беру в руки стамеску, какой-то особенный богородский нож и... сомневаюсь словам, что «легко».
— О, он такой острый!
— Чтобы его заточить, нужен целый день. Зачем желобок? Когда стружка идёт, легко резать, а если желобка не будет, трение повышается — и нож протащить по дереву очень тяжело. Как раз им липу хорошо резать...
— А где берёте дерево?
— Где придётся. Когда уходит Волга, на берегу нахожу коряги. Если в парке вырубают липу, обязательно подберу, высушу и — в работу...
Неудивительно. Он даже мимо опасного борщевика не прошёл: в мастерской стоит воздушная композиция с растением.
— Он выдумщик невероятный! — подтверждает Анатолий Березинский. — Когда Альберт работал художником на заводе им. Серго вместе с Валерой Кайсаровым, они стали создавать необычные скульптуры. Знаешь, из чего?! При штамповке дверей холодильников появляется облой — стекающий полистерол. Они поняли: это же интересная конструкция! Мне кажется, до этого больше никто в мире не додумался.
— Да, полистерол покрывали черным кузбасслаком, вырезали картины. Получалась графика типа линогравюры, только наоборот. Рисовали корабли, цветы, животных, — вспоминает и сам Альберт Кашафович.
Рука художника Зиганшина оставила свой след во многих городских учреждениях. Когда он работал в стройгруппе треста столовых, оформлял кафе, тогда это стало модно. В мастерской при отделе культуры занимался районной наглядной агитацией, часто ездил в поселения, рисовал плакаты.
Благодаря работе в Росторг¬рекламе занимался оформлением магазинов в Зеленодольске, Волжске.
— Помню, как делали огромные фотоаппараты из пенопласта для ЗУМа. А наши фигурки на старом рынке — грузин, бабка хохлушка с салом! Да и знаменитое кафе-бочку мы делали… Советский период был хорош тем, что люди ходили в магазины не только за товаром, но и полюбоваться интерьером, а сегодня супермаркеты на одно лицо...
Потом родилось товарищество с творчески-весёлым названием «АРТроз», где Альберт Зиганшин работал вместе с известными талантливыми художниками Евгением Мироновым, Евгением Бирючевским. Оформляли загс на ул. Ленина, магазин ПОЗИС, бассейн в школе № 15.
— А самое замечательное время, когда директор Художественной школы Анатолий Крылов пригласил меня преподавать резьбу по дереву. 4-5 класс. Дети — чудесные! Такие прекрасные работы делали. Сегодня, к сожалению, нет такого предмета...
— А с чего начинают юные резчики?
— С разделочных досок. Я их, а ещё и хлебниц уйму переделал, уже мог минут за 40 доску вырезать. Занимался ковшами, братинами. Постепенно перешёл к картинам из дерева. Первыми меня вдохновили яблоки...
Открываем его папку с зарисовками к будущим работам. Понимаем, какая кладезь красоты! Один Сабантуй чего стоит — столько в нём движения, юмора, настроения!
Все эти работы были созданы и кому-то подарены, кому-то проданы, в мастерской осталось совсем мало.
— Альберт ещё и большой ценитель музыки, — раскрывает секреты друга Анатолий Березинский. — Он ведь жил в одном доме с Виктором Барановым, известным в Зеленодольске любителем рока. Потом познакомился с Бирючевским, тот его на джаз переключил. Представь, как он вечером включает виниловую пластинку и звучит Луи Армстронг!
— Да, джаз — милое дело, не надоедает, — улыбается Альберт Кашафович. — Кто мои любимые исполнители? Люблю поющий джаз — Эда Джерро, из саксофонистов Дэвида Сэнборна, Джонатана Батлера, группу «Инкогнито», из наших — Давида Голощёкина. А как не слушать Стиви Уандера — удивительный соул-певец, композитор, невероятный мелодист!..
Потому не случайны на стене картины из дерева с выразительными лицами мировых джазовых исполнителей, от которых не оторвать глаз. И не только потому, что есть портретное сходство, тут — характеры, настроение! Жалко, что в мастерской их мало кто видит. Хорошо бы этим работам появиться в общественном пространстве Зеленодольска.
А начать надо с первой персональной выставки. Альберт Хашавович, очень надеемся следующий материал написать именно с её открытия!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев