Что будет с озером в Ореховке? Озвучены новые подробности экологического бедствия
Год назад мы писали о том, как из очистных сооружений в посёлке Ореховка в безымянное озеро текут, отравляя всё живое, канализационные стоки (публикации «О чём молчит карась?», «Кто ответит за озеро?»). И хотя в ситуацию вмешались силовики, надзорные органы, тема на особом контроле у главы района, водоём продолжают загрязнять.
На прошлой неделе в ЦКИНТ им.Горького состоялось расширенное совещание с участием представителей Минэкологии РТ, следственного комитета республики, зеленодольской прокуратуры, местного отдела Роспотребнадзора, жителей села Ореховка. Пригласили на встречу и представителей управляющей компании «Ореховка», обслуживающей биологические очистные сооружения (БОС), но они не пришли на совещание.
Участники искали пути выхода из создавшегося положения. Привлечённый в качестве эксперта директор зеленодольского «Водоканала» Алмаз Исмагилов вынес вердикт: «Озеро практически мертво». По его словам, из БОС текут только фекалии. То есть, те бактерии, которые призваны очищать отходы жизнедеятельности человека, в БОС не работают. Получается, очистные сооружения выступают в роли промежуточной ёмкости - не более того.
Отравленных карасей мы снимали на этом озере в прошлом году, сейчас, как говорят жители, и рыбы не осталось
История «с душком» начала раскручиваться в конце 2015 года, когда ореховцы написали первые заявления в профильное министерство. Нельзя сказать, что ответственные структуры всё это время ничего не предпринимали. Так, в отношении экс-директора ООО «УК «Ореховка» возбудили уголовное дело за нарушение природоохранного законодательства, которое направили в суд. Но в отчётах экологов по-прежнему фигурирует сумма нанесённого ущерба в 3,8 миллиона рублей, что вызывает у жильцов негодование: ведь это только размер ежемесячной потери, а сбросы идут не один год. И преграда зловонному потоку до сих пор не поставлена!
По версии следствия, вина уволенного директора в том, что он в период с 2015-го по 2016 годы ничего не делал, чтобы предотвратить попадание в озеро фекалий. Однако активист из Ореховки Дмитрий Миронов, поневоле ставший специалистом в области утилизации жидких отходов, уверяет, что мощность БОС в 200 куб.м по проекту должны были увеличить вдвое, но этого так и не сделали. А объёмы, сбрасываемые на очистные, всё растут. Стало быть, эксплуатант в лице УК выступает здесь в роли стрелочника, а вся проблема - от застройщика.
Александр Тыгин тоже полагает, что спрашивать следует с компании «Унистрой», возводившей очистные. УК с её мизерным уставным капиталом, по его мнению, не может быть надлежащим ответчиком.
Глава считает, что полномочные органы должны вынести решение, при котором эксплуатация БОС в их нынешнем виде должна быть полностью прекращена. Скоро лето, настанет жара и даже представить страшно, какое зловоние обрушится на жителей окрестных домов. А руководство УК пусть само решает, как оно продолжит утилизировать фекалии: вывозом на машине, врезкой в канализационный коллектор или увеличением мощности БОC.
Ситуация осложняется тем, что скважина, от которой запитано водоснабжение старой Ореховки, находится в том же карстовом провале, что и озеро. Местные жители всерьёз обеспокоены, что фекалии могут проникнуть в водоносный слой.
Руководитель третьего отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по РТ Айрат Валеев заметил, что подобных уголовных дел в республике возбуждается очень мало, следовательно, и у Фемиды практика их рассмотрения невелика.
- Цель одна: вернуть озеро в исходное состояние, - подвёл итог Александр Тыгин. - Раз добровольно это никто делать не собирается, то мы должны добиваться порядка судебным решением. Иного выхода нет.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев