Новости Зеленодольска

Зеленодольский район

18+
2024 - год Семьи
Новости

"Человек, если захочет, многое может": мастер спорта СССР рассказал, как сильно болел в детстве, и в итоге «заболел» спортом

В эти дни 65-летие отмечает мастер спорта СССР по лыжным гонкам, тренер, воспитавший сильных гонщиков, отец четверых детей Мансур Галиев. Накануне круглой даты он рассказал, как сильно болел в детстве, и в итоге «заболел» спортом.

– Да, я рос очень болезненным ребёнком, – рассказывает Мансур Масхудович. – Переболел даже желтухой в третьем классе. Родился я в татарской деревне, русского языка не знал, перед первым классом родители привезли меня в город, чтобы отдать в школу. Предметы усваиваются через язык, а я ничего не понимаю. Да ещё слабый, ростом маленький, сил нет, меня постоянно обижали ровесники. И я задался вопросом: знаний – на троечку, здоровья нет, кто я в этой жизни?

В советское время было много спортивных секций, я пытался записаться, но везде требовали справку от врача, а у меня шумы в сердце. Спасибо тренеру по конькобежному спорту Юрию Князеву, он взял меня к себе в группу на «Авангард». Кое-как дошёл до третьего юношеского разряда, но чувствую – не моё.

Большую роль в моей жизни сыграл тогда двоюродный брат Фарит Сафиуллин, мастер спорта по лыжам, член сборной центрального совета «Динамо». В шестнадцать я решился пойти по его стопам. Прихожу к Виктору Трушкову, а он: «Куда я тебя возьму? Посмотри, какие у меня тут рысаки, по шесть лет уже бегают. Извини, не могу. И я бы на его месте также поступил! Но вновь иду к Фариту, а тот опять к Виктору Егоровичу: «Возьми его, пожалуйста: что будет, то будет».

Хорошо помню первое задание Трушкова: ставит он меня на 15 километров с имитацией (ред. – бег с лыжными палками) и говорит: «Если за ними удержишься, то останешься». А я в первый раз бежал по тому лесу и не отстал только потому, что боялся заблудиться. Взял он меня! Стал усердно тренироваться, а через год я его пацанов обыграл, а ещё через три попал в ЦС «Зенит», потом поступил в пединститут.

Техники у меня не было, растяжки – тоже, но я старался, пахал. Виктор Егорович, преданный своему делу тренер, работал с душой, отдавал себя нам полностью. Мы выполняли у него объёмы большие, чем в сборной Союза: по 50 километров бегали!

Но на каком-то этапе мои результаты остановились: Татарию выигрываю, а за это мастера тогда не давали. В 1976-м меня по призыву забрали в Казанское танковое училище: два года выступал на соревнованиях за это учебное заведение. Вроде неплохо, даже чемпионом округа был.

Демобилизовался и как отбило, полгода не занимался, нигде не выступал. Я уже собрался ехать в Мурманск – на сейнере ловить рыбу. И тут тренер из ДСО «Локомотив» предлагает выступать за их общество. Меня устроили в юдинское депо, и здесь сказался мой полугодичный отдых. Я опять попадаю в сборную Татарии, а в феврале 1979-го в Зеленодольске проходит чемпионат РСФСР – на этих соревнованиях я и раскрылся. На 30-ти километрах занимаю 11-ое место и, наконец, выполняю норматив мастера спорта СССР. После этого меня включают в эстафетную команду Татарии, в составе которой становлюсь чемпионом России.

Самым большим своим достижением считаю марафон на «Празднике Севера», на котором выступали 10 тысяч лыжников: в первом ряду иностранцы, члены центральных советов. Я финиширую девятым! Это была очень престижная гонка, за первые шесть мест давали «международника». Считаю, я тогда достиг своего максимума. А в 28 лет пришлось заканчивать карьеру. Рано, конечно, но из-за высокой конкуренции был возрастной ценз, спорт­смены буквально «дышали» друг другу в затылок.

В 1984 году пришёл на «Авангард», где создал лыжную секцию. Мне дали помещение, мы его отремонтировали, закупили инвентарь, начал работать тренером. Секций было много, приходилось собирать ребят по школам и ремесленным училищам, брал с нуля. Работу свою любил. Начали выступать на соревнованиях, естественно, сначала занимали последние места. Взял на вооружение трушковскую методику, результаты не заставили себя ждать: воспитал двух мастеров – братьев Низамутдиновых.

Весь пьедестал в Татарии мы тогда делили с Геннадием Рожковым: первые-вторые места всегда за Зеленодольском! Работали за сто рублей, я был чес­толюбивым, приходилось постоянно доказывать, что тоже чего-то стою. Но пришли тяжёлые времена, и в 1997-м нашу секцию закрыли, тренеров сократили, а детей – на улицу…

После завершения спортивно-тренерской карьеры чемпиону пришлось приспосабливаться к новым условиям. Мансур Масхудович второй раз женился, в первом браке у него две дочери, во втором – два сына.

– Человек, если захочет, многое может. Если бы я в спорт не пошёл, умер бы от болезней или спился. Не хотел быть по жизни серостью. И сейчас, несмотря на свои 65, отлично себя чувствую, ведь есть цифры в паспорте, а есть состояние души, тела.

На вопрос, что бы он пожелал тем, кто хочет заняться спортом, Мансур Галиев ответил: «Таких баз, как в Зеленодольске, по всей стране единицы: лыжероллерная трасса, «освещёнка», большой зал, сосны вокруг… У нас после любого ливня никакой грязи. Было бы желание и цель к самоутверждению,
а условия у нас идеаль­ные!»

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 

 

Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».

 

 

Оставляйте реакции

3

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев