Айрат Багауов: «Полицейский — не просто профессия, а самоотдача...»
Приходя на службу, надо отдавать ей себя целиком и быть готовым нести любую моральную и физическую нагрузку, — уверен начальник ОМВД России по Зеленодольскому району Айрат Багауов
Накануне профессионального праздника мы встретились с руководителем, чтобы поговорить об обстановке в городе и районе и о том, каким должен быть служитель закона.
10 ноября в России отмечается День сотрудника органов внутренних дел. Такое название он стал носить после переименования милиции в полицию в 2011 году, а День советской милиции отмечали 10 ноября, начиная с 1962 года.
Айрат Багауов окончил историко-филологический факультет Казанского пединститута и Казанский юридический институт МВД России.
Службу в МВД начинал младшим оперуполномоченным уголовного розыска Заинского ГРОВД. Работал старшим «опером» ОУР Заинского ГРОВД и МВД Татарстана, замначальника управления уголовного розыска МВД по РТ. Возглавлял отделы МВД по России по Мамадышскому, Бугульминскому, Альметьевскому районам. С февраля этого года — начальник Зеленодольского ОМВД.
Награжден медалями «За отличие в службе» трех степеней, «За доблесть в службе», благодарностью Президента РТ. Женат, имеет двух сыновей.
Из школы — в полицию
— Айрат Илшатович, расскажите о себе. Вы из милицейской династии?
— Нет, стал милиционером скорее спонтанно. Я родился в Сармановском районе, в семье, где никто не носил погоны. Папа работал зоотехником, мама бухгалтером. Потом семья переехала в Заинский район — там я окончил школу. Поступил в пединститут на истфилфак, на отделение истории и английского языка. После окончания вуза вернулся в свой район, работал в сельской школе. Тогда учителей не хватало — вел историю, географию, обществознание, физкультуру, английский язык. Еще и сторожем работал там же, в школе и жил.
В 1995 году повез детей в татарскую гимназию в Заинск на районную олимпиаду по истории. Там меня нашел однокурсник — начальник уголовного розыска. Оказалось, он специально приехал, чтобы позвать меня в милицию. Я решил попробовать — с тех пор служу без малого 40 лет.
Дефицит кадров
— Вы уже почти год возглавляете Зеленодольский Отдел МВД. С какими проблемами столкнулись на новой должности?
— С острым дефицитом кадров, причем с каждым годом ситуация усугубляется. Это несёт в себе риск роста числа преступлений в нашем и без того сложном в криминальном отношении районе.
Возьмем последние 10 лет. Если по итогам 9 месяцев 2014 года было совершено 1406 преступлений, то в этом году 2089. Разница почти в 700 противоправных деяний. Чтобы вы поняли, эта разница — все количество преступлений, совершенных, к примеру, в Лаишеве или Чистополе. Представляете, какая на личный состав нагрузка?!
Вызывает повод для беспокойства наркообстановка на территории района: на учете стоит более 1100 жителей района, в том числе с диагнозом «наркомания» — 664. В расчете на 100 тысяч населения это выше, чем по республике. За 9 месяцев по линии незаконного оборота наркотиков мы выявили 88 преступлений, 66 — по сбыту и 22 — хранение.
105 миллионов украли мошенники
— С первых дней вы акцентировали внимание на IT-преступлениях, социальных и интернет-мошенничествах...
— Да, сегодня это серьезная тема наряду с незаконным оборотом наркотиков, подростковой преступностью. Количество дистанционных мошенничеств и краж с банковских карт продолжает увеличиваться. У нас их зарегистрировано почти 1200 — это рост по сравнению с прошлым годом на 72%, более половины всех преступлений. Общий причиненный ущерб зеленодольцам составил с начала года более 105 миллионов рублей!
В этом году нам удалось раскрыть 66 дистанционных хищений, к уголовной ответственности привлекли 37 человек, но граждане все равно ведутся на уловки аферистов. Несмотря на то, что мы просим их быть бдительными и рассказываем обо всех схемах отъема денег.
— Мошенники становятся все более изощренными?
— Да, они начали использовать искусственный интеллект, даже научились генерировать голоса. Мне самому летом, когда я был в отпуске, позвонил в мессенджере якобы глава одного из районов республики. Я не сразу понял, что это не он — мошенник называл конкретные имена, достоверные факты, даже знал, когда я посещал банк и сколько денег на счет положил.
Мошенники — это люди высокой профессиональной подготовки, они постоянно совершенствуются. Это целые сети, колл-центры. К тому же уровень психологической подготовки среднего мошенника в разы выше, чем гражданина, которому звонят.
— И раскрывать такие преступления наверняка сложно...
— Очень, ведь они совершаются дистанционно. Звонят из других регионов, стран, при этом украденные деньги не остаются на одном счете, а идут по цепочке, и нам сложно отследить этот путь. Чтобы двигаться за ними, необходимо получать определенные разрешения, а пока это происходит, средства успешно выводятся в другом конце страны или за рубежом.
Кто такие дропперы
— В последнее время 14-летние подростки начали получать и продавать банковские карты. Они тоже могут быть втянуты в криминальные схемы?
— Конечно, так они становятся дропперами. В Зеленодольске уже есть такие случаи, когда через детские карты проворачивались миллионы. А вовлекают их чаще сверстники, демонстрируя «легкие деньги» от продажи реквизитов. Соблазнившись, ребята втайне от родителей подают заявление в банк, открывают счет, получают карту и передают ее данные незнакомцам из интернета. Обещанный «гонорар» им действительно выплачивают, вот только потом начинают идти «левые» транзакции.
— Какие именно операции проводятся с использованием детских карт?
— Тут уж как повезет. Это могут быть сравнительно невинные переводы криптовалютных трейдеров, которым постоянно нужны чужие счета для их операций. Но может произойти и кое-что более серьезное. Например, отмывание денег мошенников или торговля наркотиками, а то и переводы, связанные с финансированием терроризма.
В целом схема построена на том, что подросток не в состоянии заранее предвидеть и оценить возможные неприятности с правоохранительными органами.
Не ждать признания
— Айрат Илшатович, всегда в любом обществе есть необходимость в поддержании порядка, в соблюдении закона, в обеспечении защиты граждан и имущества. На ваш взгляд, каким должен быть полицейский?
— Ни одна профессия не находит такого эмоционального отклика в обществе, как профессия полицейского: от уважения и гордости до ненависти. Это и понятно — мы ежедневно работаем с разными людьми, не только с потерпевшими, но и с нарушившими закон. Полицейский должен быть способным выносить тяжелые условия службы, у него постоянные психологические стрессы, общение с проблемным контингентом. Но при этом нам не надо ждать признания, а просто добросовестно делать свою работу. Полицейский — не просто профессия, а ежедневная самоотдача...
Добрые пожелания коллективу
— В канун Дня полиции хочу теплые слова сказать ветеранам. На их примерах учатся молодые сотрудники, укрепляя профессиональное ядро службы. Особую признательность — выразить семьям и близким наших сотрудников, которые их поддерживают. Желаю всем им, а также личному составу отдела крепкого здоровья, бойцовского духа, неиссякаемой энергии и успехов в нелегкой и ответственной службе.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев