130 лет верности морю: хроника становления и развития судостроительного завода имени А. М. Горького
Судостроение всегда было символом инженерного гения, технологических инноваций и национального престижа
И 130 лет судостроительного предприятия — это впечатляющий рубеж, открывающий дверь в богатую историю одной из ключевых отраслей промышленности.
Начало
История Зеленодольского завода имени А. М. Горького берёт своё начало в далёком XIX веке — периоде, когда индустриализация стремительно меняла весь облик экономики и общества. Время, когда паровые машины становились мощной движущей силой прогресса, а металл вытеснял дерево в строительстве судов.
Первые упоминания о заводе относятся к 1895 году, когда по решению Министерства путей сообщений Казанского Округа в Паратском затоне были основаны Паратские судоремонтные мастерские. Основным назначением мастерских был ремонт технического флота. С течением времени мастерские интенсивно развивались и наращивали мощности.
В 1918 году после эвакуации в Паратск части Балтийского и Ижорского заводов мастерские были преобразованы в Волжский автономный судостроительный и механический завод Морского Комиссариата. В 1922 году завод получает название «Красный металлист», а в 1932 г. Постановлением ЦИК ТАССР заводу было присвоено имя А. М. Горького.
Первый оборонный заказ
Завод быстро зарекомендовал себя как центр передовых технологий и мастерства, и в 1934 году получил первый оборонный заказ на постройку речных бронекатеров. Кроме того на заводе успешно строились сухогрузные баржи, речные колесные буксиры в количестве 35-40 единиц в год, а также паровые машины, шпили, насосы и другие механизмы.
Подвиг в годы войны

В годы Великой Отечественной войны завод, как и все промышленные предприятия страны, перешёл на выпуск продукции для фронта. Заводчане самоотверженно трудились в цехах, строя бронекатера, торпедные катера, противолодочные корабли и многое другое.
Модернизация на марше
После войны завод активно включился в послевоенное восстановление и модернизацию. Специалисты предприятия осваивали новые материалы, внедряли автоматизацию процессов, брались за строительство уникальных проектов. В 1949 году на заводе (впервые в стране) был внедрён поточно-позиционный метод постройки судов, что дало возможность ежегодно сдавать флоту до 35 судов. Всё это позволило заводу занять достойное место на судостроительном рынке. За заслуги в создании и производстве новой техники в 1966 году завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Непростые 90-е

Используя опыт предшествующих поколений, богатейший технический и интеллектуальный потенциал, завод смог выстоять в непростые для всей страны 90-е годы. Коллектив предприятия не просто выстоял, но и освоил новое направление деятельности — изготовление крупногабаритных металлоконструкций. При этом впервые в России была применена технология изготовления металлоконструкций мостовых пролётных строений из крупногабаритных блоков массой до 120 тонн.
В составе «Ак Барса»
Новый этап в истории Зеленодольского судостроительного завода имени Горького начался в 2005 году, когда предприятие вошло в состав Холдинговой компании «Ак Барс». С момента вступления в Холдинг предприятие демонстрирует непрерывный рост производственных показателей и уверенное присутствие на судостроительном рынке.

Сегодня, спустя 130 лет, судостроительный завод — это высокотехнологичный комплекс, располагающий судостроительными, литейным, кузнечным, термическим, гальваническим, сварочным и механообрабатывающим цехами.
Это позволяет предприятию строить разнотипные суда малого и среднего класса, самостоятельно производить широкую номенклатуру изделий судового машиностроения, фасонных титановых отливок сложной конфигурации из любых титановых сплавов, соответствующих современным российским и зарубежным стандартам.
Предприятие не только выпускает суда малого и среднего класса. Участие в республиканских масштабных проектах вывело завод на новый уровень.

Коллектив АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» продолжает осваивать передовые технологии, строит экологичные суда, активно участвует в крупных проектах, оставаясь двигателем инноваций и символом надёжности и мастерства.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев