Конкурсная программа 43-го Московского кинофестиваля сбалансирована и вполне соответствует текущим фестивальным модам. Отобранные с разных концов мира фильмы в основном говорят или пытаются говорить о современном мире, даже если их действие происходит в иной исторический период. Часть конкурса является своего рода филиалом программы «Русский след», в рамках которой на ММКФ уже много лет демонстрируют разнообразные редкости, объединённые темой России, будь то принесённое русской культурой вдохновение или просто национальность кого-то из авторов/героев. 

Православный святой Нектарий Эгинский, заглавный персонаж киноленты «Человек Божий», почитается не только в Греции, но и на территории Российской Федерации. К тому же в фильме о нём приняли участие российские актёры, и даже особенно любимый российской публикой Микки Рурк. Жизнь аскета иллюстрирована в строгой цветокоррекции. Показ был приурочен к 60-летию канонизации святителя. 

 

Парня из России выбрали в качестве одного из главных героев создатели китайской ленты «Кофейня в поле». С героиней, собирающей плату за проезд через КПП где-то посреди степи, он встретится лишь в предфинальной сцене. Тем не менее над ними обоими довлеет тема русского космоса и судьба потерявшегося в 1996-ом году космонавта. 

Из раннесоветской эпохи является в Западную Европу выдающий себя за дворянина кинематографист в исполнении режиссёра Александра Коберидзе в фильме «Кровопийцы» Юлиана Радльмайера, чья «Самокритика буржуазного пса» некогда шла в отечественном прокате. На этот раз Радльмайер берётся за буквальную экранизацию метафоры Маркса о капиталистах, пьющих кровь из рабочего класса, представляя их и вправду вампирами. В российских эпизодах, сознательно анахронистских, в качестве одного из эпизодических персонажей можно увидеть одного из великих киноноваторов Сергея Михайловича Эйзенштейна, занятого постановкой фильма «Октябрь», в котором якобы снимался центральный герой.

Эйзенштейн, и спустя три четверти века  после своей смерти продолжающий считаться идеалом для творцов всего мира, появляется также в работе уральца Алексея Федорченко «Последняя «Милая Болгария», на этот раз в эвакуации в Алма-Ате, ставящий свой финальный шедевр «Иван Грозный». Фантазия Федорченко, размашистая и плоская, основывается на книге Михаила Зощенко. Фильм наверняка придётся по вкусу ценителям его творческой манеры, остальным придётся констатировать, что берясь одновременно за разные жанры, режиссёр особенно не преуспевает ни в одном.

Другой ценимый наряду с Эйзенштейном русский гений, Андрей Тарковский, упоминается в индийской киноленте «Счастливое предзнаменование» (на самом деле стоило бы перевести «Благая весть»), стилистически очень далёкой от его наследия. Это минималистичный фильм, снятый одним статичным кадром в движущемся автомобиле, из-под лобового стекла в салон. Проблемы героев вероятно знакомы большинству пар в мире. 

Есть русский след и в «Равнодушных», современной экранизации первого романа Альберто Моравиа. Молодой Микеле учился в Петербурге, ведь без русского языка в сегодняшней Италии не заработаешь больших денег. За кадром звучит цыганский романс. Это фильм о зле и его социальной природе. Овдовевшая мать двух почти взрослых детей готова поступиться кажется чем угодно, лишь бы не потерять социальный статус неработающей женщины с прислугой. Верная своей актёрской теме Валерия Бруни-Тедески создаёт впечатляющий образ жалкого и страшного человека - ролей такого уровня в конкурсе пока больше не встретилось. Впрочем, фестиваль продолжается.

 

Константин Чалый