Ваша карта в «чёрном списке»!
Как пассажирам автобусов правильно расплачиваться за проезд, советует директор ПАТП Дмитрий ГРУЗКОВ
Почему выросла стоимость проезда, будут ли обновляться автобусы на «двойке», в чём разница между офлайн и онлайн-оплатами — на эти и другие вопросы читателей отвечает руководитель группы компаний ЗПАТП Дмитрий ГРУЗКОВ.
— Езжу по работе по всей стране, часто пользуюсь общественным транспортом. Недавно приехал из Курска, там проезд по карте 27 руб¬лей, за наличные — 33, автобусы тоже ездят на газе. У нас проезд с января 43 рубля — как в Казани, где и маршруты длиннее, и расход топлива больше. Зарплаты у казанцев тоже выше. Почему в Зеленодольске такая большая стоимость проезда?
— Тарифы рассчитываются, исходя из индексов инфляции, а также значительного увеличения роста цен на запчасти для ремонта автобусов и горюче-смазочных материалов. В Зеленодольске и в посёлке Васильево сто процентов автобусов ездят на метане. В январе прошлого года он стоил 21 рубль 42 копейки, сей-час — 26 рублей. Отсюда и рост тарифов.
Стоимость проезда выросла по всей республике на 5 рублей, не только у нас. Нам сложно ориентироваться на другие города, возможно, в Курске размер субсидирования больше. Экономически обоснованный тариф в Зеленодольске составляет 54 рубля 17 копеек — это всё-таки больше 43 рублей. В таких непростых условиях, с помощью поддержки правительства РТ, нам удаётся ещё и обновлять парк, приобретать новые автобусы, что, замечу, положительно сказывается на пассажиропотоке.
— Когда планируете внедрить систему бесконтактной оплаты проезда в автобусах без участия кондуктора, аналогичной той, что в Казани? В новых автобусах маршрута № 6 уже есть терминалы, но они пока не работают.
Каковы сроки их запуска?
— В Татарстане с 25 декабря в административный кодекс РТ внесены изменения: штраф для безбилетников поднят с 300 до 2500 рублей, а штраф за безбилетный провоз багажа или ручной клади теперь 1000 рублей.
Систему оплаты проезда в автобусе без кондуктора можно внедрять только после создания контрольно-ревизионной службы при исполкоме ЗМР, чтобы бороться с безбилетниками. В Казани она уже создана, в Зеленодольском районе её создание впереди. В ближайшее время попробуем систему в тестовом режиме: одновременно с кондуктором и терминалом. Эта система будет внедрена на «шестёрке», позднее и на других городских маршрутах.
— Существует два вида оплаты проезда в автобусе банковскими картами: офлайн и онлайн. Можете объяснить их отличия?
— При онлайн-режиме оплата проходит как в магазине: карта прикладывается к терминалу, запрос отправляется в банк. Билет печатается только после поступления ответа от банка. Если на карте недостаточно средств или банк отклоняет операцию, на терминале выходит сообщение о причине отказа, билет не печатается. При наличии проблем со связью ответ может не поступить.
Именно поэтому типовым решением для транспорта является офлайн-режим, действует он почти во всех российских городах. В этом случае валидатор сначала авансом печатает билет, а потом отправляет запрос на списание
денег в банк-эмитент. Карта временно заносится в локальный стоп-лист, оплата за второго пассажира временно недоступна. Время получения ответа от банка при стабильной мобильной связи не более 7 секунд, после можно
оплатить ещё раз.
По банковским картам «Visa» и «Mastercard» списание происходит на следующий день одной суммой сразу за все поездки предыдущего дня, по картам «Мир» — в день совершения поездки.
Если от банка поступает ответ, что на карте недостаточно средств, её блокируют, поездка остаётся неоплаченной и карта заносится в «чёрный» список. Система ещё несколько раз отправляет запрос на погашение задолженности, а также на вывод карты из «чёрного» списка: через 2 часа, на следующий, 3-й и 10-й дни.
Пассажир самостоятельно может погасить задолженность и вывести карту из этого списка на сайте оператора системы АО «Социальная карта». Для входа в личный кабинет достаточно ввести номер банковской карты и срок её действия, операция безопасная, так как секретный код не вводится.
Независимо от системы оплаты пассажир обязан оплатить проезд в течение одной остановки любым другим способом или покинуть автобус — ведь в магазине никто не берёт бесплатно товар, если не работает терминал.
Также могу заверить, что списание денег с банковской карты за несовершённые поездки или двойная оплата за одну и ту же поездку невозможны.
— В прошлом году вы предлагали покупать пенсионерам карты по 1000 рублей с ограничением поездок...
— На самом деле, 43 рубля — это стоимость билета только для отдельной категории граждан, не пользующихся соцподдержкой. В Татарстане есть возможность приобретения Единого социального проездного за 630 рублей, в
среднем стоимость поездки для данной категории обходится в 20 рублей.
Для другой категории граждан, которые часто производят поездки, у нас есть месячные проездные по 2000 рублей, с ними средняя стоимость билета тоже выходит дешевле. Есть проездные для школьников по 1000 рублей, часть их покупает администрация для малообеспеченных семей.
Поэтому те, кто говорят, что у нас только 43 рубля и других вариантов нет, не правы. Такая цена как раз для тех, кто, либо редко ездит, либо приезжает в Зеленодольск в гости.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев