Новости Зеленодольска

Зеленодольский район

18+
2024 - год Семьи
Новости

Сталинградская битва. Какую роль сыграли зеленодольцы в главном сражении Великой Отечественной войны

Ровно 80 лет назад, 2 февраля 1943 года, завершилась Сталинградская битва – одно из важнейших и крупнейших генеральных сражений Великой Отечественной, коренным образом сумевшей переломить весь её ход. Зеленодольский район тоже связан с ключевым событием Второй мировой войны.

Бронекатера наши крепки!

 

В театр военных действий Сталинградской битвы была вовлечена и акватория Волги, ставшая естественной водной преградой на пути противника. Поэтому кроме наземной техники и авиации активное участие в сражении приняла Волжская военная флотилия, а главной её ударной силой стали корабли, построенные в Зеленодольске.

– Наши бронекатера особенно прославились в битве за Сталинград потому, что были почти единственным средством связи между берегами, выполняя наиболее опасные и ответственные задания, – говорит заведующая музеем завода им.Горького Диляра ЕГОРОВА. – Из-за напористости и всепроходимости эти судёнышки прозвали «речными танками» или «бычками». На их вооружении стояли пушки от танков «Т-34», башенные пулемёты, скорость развивали до 20 узлов. Адмирал Н.Г.Кузнецов считал их «очень нужными кораблями, отлично решавшими свои задачи». Неприхотливые и мобильные, они могли по мелководью подплывать  к необорудованным причалами местам, обходить неожиданные препятствия.

 

«Если бы не «бычки», нам бы не удержать позиций. Благодаря катерам мы смогли доставить десятидневный запас вооружения, боеприпасов, продовольствия и медикаментов и с успехом отстояли Сталинград», – признал командующий обороной Сталинграда Василий Чуйков.

 

 

Не случайно память о зеленодольских бронекатерах увековечили в Пинске, Измаиле, Мариуполе, Волгограде, один из них стоит на заводской площади в Зеленодольске.

 

Бронекатер №234 «Калюжный» в бою. Фото из архива завода имени Горького.

 

 

 

Он командовал флотилией

 

Командовал Волжской военной флотилией наш земляк – контр-адмирал Дмитрий Рогачёв.

 

Контр-адмирал Дмитрий Рогачёв

 

 

Дмитрий Дмитриевич возглавлял речную группировку на протяжении всей битвы, после войны жил и работал в Зеленодольске, его именем названа одна из городских улиц и сквер, в котором высится посвящённая военачальнику стела. Кроме того, есть бюст, установленный во дворе школы №4.

Под руководством Рогачёва под стенами Сталинграда действовали не только зеленодольские бронекатера, но и тральщики, канонерские лодки, буксиры, сторожевые корабли.

 

Стелу, посвящённую Дмитрию Рогачёву, открыли в мае 2013

 

 

К слову, в юбилейный год окончания Сталинградской битвы исполняется 60 лет с тех пор, как ушёл из жизни Дмитрий Рогачёв (умер 1 июня 1963 года). Похоронен контр-адмирал на центральном городском кладбище.

 

 

Волжская рокада

 

Сталинградская битва проходила с июля 1942-го по февраль 1943-го на землях, которые сейчас занимают Волгоградская, Воронежская, Ростовская области и Калмыкия. Однако размах военной операции был столь велик, что он коснулся и нас.

На территории Зеленодольского района, как и в более южных регионах, в 1942 году проходило сооружение Волжской рокады, которая была призвана обеспечить резервами и вооружением всю битву. Построенная от станции Иловля, что вблизи Сталинграда, до Свияжска, ветка имела длину 978 км, и фактически связала собой обороняемый город со всей остальной страной.

Волжская рокада стала настоящей дорогой жизни для защитников Сталинграда. По ней эвакуировали раненых и беженцев, вывезли 600 паровозов и 26 тысяч вагонов с заводским оборудованием. Одновременно к передовой перебрасывали эшелоны с боеприпасами и войсками. Была применена кольцевая схема движения, благодаря которой пропускную способность рокады довели до 22 поездов в сутки.

 

 

Волжскую рокаду возвели практически вручную

 

 

Возвели этот важный инфраструктурный объект в невообразимо короткий срок, всего за шесть месяцев. Работали ломами, кирками, да лопатами, было сложено немало жизней, а в строительстве были задействованы и зеленодольцы.

Правительственная комиссия приняла участок Петров Вал – Иловля во временную эксплуатацию 23 сентября, пробное движение до Свияжска открыли 15 октября, а окончательно вся линия заработала 1 ноября 1942 года.

Мы должны помнить этот трудовой подвиг, совершённый нашим народом во имя победы!

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 

 

Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».

 

 

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев