Опубликованы факты визита Петра I в столицу РТ
В Казани есть два памятника в Адмиралтейской слободе – лашманам и кораблестроителям Петровских времен.
Для нужд судостроения в 1719 году в Казани был основан пумповый завод. Первоначально это кожевенное предприятие располагалось в Суконной слободе. Здесь изготовлялись пумповые кожи для корабельных помп (насосов), а также подошвенная кожа для армии.
В 1722 году Петр закончил подготовку к походу, названному впоследствии Персидским, и отправил в Астрахань суда с гвардией, артиллерией и провиантом. Сам отправился в Астрахань через Казань
27 мая 1722 г.. Пальбою из 13 пушек и колокольным звоном встретили в Казани высокого посетителя. Во встрече царя участвовали лишь выбранные из слобод «достойные» люди. Петр I поехал прямо в Благовещенский собор, где принес благодарственное молебствие. Затем он посетил губернатора. Побывал он и в доме, где должен был проживать. Это небольшой каменный дом купца Ивана Афанасьевича Михляева.
Дом Михляева (Дряблова) – единственный сохранившийся памятник гражданской архитектуры конца XVII века – находится во дворе швейной фабрики №4 (ул.М.Джалиля, 19).
В тот же день Петр приступил к обозрению Казани. В губернской канцелярии (на территории Кремля) он осматривал все текущие дела и потребовал книгу, в которую записывались посылаемые из канцелярии указы. Книга оказалась утерянной.
28 - 29 мая. В эти два дня Петр I обозревал казанские монастыри и церкви, посетил Татарскую слободу (зданий той эпохи не сохранилось) и разговаривал со многими известными старшинами татарского общества.
30 мая. Свой день рождения он провел в заботах о предстоящем походе и разных государственных делах. Именно в этот день казанский купец и предприниматель Иван Афанасьевич Михляев оповестил царя, что соорудит за свой счет храм во имя святых апостолов Петра и Павла в память о пребывании Петра I в Казани.
В этот же день Петр осмотрел на Шарной горе (ныне ул. Калинина) казенные помповый завод и суконную фабрику. В тот же день он посетил частную суконную фабрику купца Михляева. По преданию, при посещении царем фабрики Михляев преподнес императору целый поднос золотых и серебряных денег, а жена его - миску жемчуга и драгоценных каменьев.
Вечером 30 мая Петр I праздновал свое 50-летие. Известный богач, купец Г.Д.Строганов принял на себя издержки по угощению. Празднование Петра поражала своим размахом и на сей раз затянулась на десять дней. Только к 8 июня царь пришел в себя. В день отъезда, 8 июня, он стал заниматься делами по Адмиралтейству, отправил указ к адмиралу Крюсу, чтобы тот принимал всякий корабельный лес, который будет приходить из Казани.
Петр I взял с собой в Персидский поход 106-тысячное войско, 30 тысяч которого составляли татарские всадники, солдаты, гребцы. Конница в составе девяти тысяч лошадей отправилась сухим путем вместе с нерегулярным 70-тысячным войском, а Петр отбыл в Астрахань по воде. По пути он посетил развалины легендарного Булгара, где обратил внимание на неудовлетворительное состояние древних памятников и уже из Астрахани 2 июля прислал в Казань распоряжение на ремонт Большого минарета. Было велено также сделать копии текстов с булгарских эпитафий (надгробных надписей). Именно тогда переводчики Юсуф Ижбулатов и Кадырмухаммад Сунчалаев скопировали и перевели около 50 образцов булгарских надгробных надписей для Петербургской Академии наук.
Во время прибытия Петра I в Астрахань на водах Каспия развевались вымпела 15-ти судов казанского строения. На одном из них – корабле “Принцесса Анна" (под командою Соймонова) – впервые в истории русского флота командовавший эскадрою генерал-адмирал Ф.М.Апраксин поднял генерал-адмиральский флаг.
Справочно
Петровским указом 1718 года было положено начало такому крупному предприятию, как Казанское адмиралтейство. Оно предназначалось для строительства, ремонта и длительного хранения морских и речных судов. Здесь строились бомбардирские суда, фрегаты, бригантины, галиоты и легкие гребные суда для Балтийского и Каспийского флотов.
Выбор места для Адмиралтейства не был случайным. Казанский край в те времена был богат “корабельными” лесами – дубовыми и сосновыми рощами. Лес для строительства судов заготавливали не только под Казанью, но и за десятки верст от нее, а затем по рекам доставляли в Адмиралтейство. Это был огромный, каторжный труд. Его возложили на государственных крестьян, преимущественно нерусских, значительная часть которых была приписана к Адмиралтейству.
С изданием указа Петра I от 31 января 1718 года появились так называемые лашманы (лесорубы). Именно они несли феодальную повинность в пользу государства по заготовке, обработке и вывозке корабельного леса. Им предписывалось для бесплатной заготовки леса брать служилых мурз, татар, чувашей и мордву. За крещеных эту повинность отбывали некрещеные. В 1719 году по Казанской губернии лашманов насчитывалось 23750 человек, что составляло почти половину государственных крестьян. Ежегодно на лесозаготовках погибали сотни крестьян. Многие становились калеками.
По материалам журнала «Казанские истории»
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев