Можно ли вернуть телефон в магазин и в течение какого времени?
О смарт-устройствах и о том, что должен знать потребитель, рассказывает ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ в Зеленодольском, Верхне-Услонском, Камско-Устьинском, Кайбицком районах Зульфия АСАДУЛЛИНА.
– Зульфия Назировна, почему Всемирный день прав потребителей в этом году будет проходить под девизом «Цифровой мир: надёжные смарт-устройства»?
– Сейчас в мире более 23,1 миллиарда смарт-устройств, что превышает число людей в три раза, понятно, что такая сфера не может оставаться без внимания. Речь идёт о так называемой «умной электронике»: носимые фитнес-трекеры, смартфоны, голосовые помощники, «умные» телевизоры, часы, холодильники, розетки и прочее. Смарт-продукты отличаются тем, что имеют подключение к интернету.
– Разъясните читателям, что такое «smart products»? Нельзя было назвать их по-русски?
– Слово смарт давно попало в нашу речь, поэтому мы привычно пользуемся им. С английского переводится как: «умный», «быстрый», «сообразительный». Этот термин используем по отношению к современным сложным технологическим устройствам. Начнём с самого привычного: «умных» телефонов. Под смартфонами обычно понимаются мобильные телефоны, обладающие возможностью выхода в интернет, просмотра видео, установки приложений – по сути это уже миникомпьютер.
– Если я хочу вернуть недавно купленный исправный смартфон, не подошедший мне по каким-то причинам? Закон «О защите прав потребителей» предполагает обмен или возврат купленного товара?
– Возврат товара, к качеству которого не имеется претензий, регулируется нормами ст. 25 Закона «О защите прав потребителей». Она даёт право покупателю вернуть или обменять в течение 14 дней качественную вещь, если она не понравилась или не подошла (по размеру, цвету, комплектации).
Пункт 1 статьи описывает условия возврата или обмена: не использовался; сохранена упаковка и товарный вид продукта; присутствуют ярлыки и заводские пломбы; в наличии чеки, подтверждающие покупку.
Однако это право не распространяется на продукцию, перечень которой подробно расписан в постановлении правительства РФ №55 от 19.01.1998. Пункт 11 в этом списке занимают технически сложные товары бытового использования, предусматривающие наличие гарантийного срока эксплуатации. К ним относятся и телефонны, в частности, смартфоны.
Таким образом, мобильный телефон нельзя вернуть, если он исправен, и не понравился или не подошёл по какой-либо причине.
– А если новый телефон сломался, я могу вернуть его в магазин?
– В отношении технически сложных товаров, к которым относится смартфон, законом всё же предусмотрены случаи возврата. В статье 18 Закона «О защите прав потребителей» сказано, что покупатель вправе потребовать деньги, если в течение 15 дней со дня приобретения в купленном товаре обнаружатся недостатки.
Если пятнадцатидневный срок, предусмотренный законодательством, прошёл, то бракованный смартфон можно вернуть в магазин по гарантии в следующих случаях:
При обнаружении в телефоне существенного недостатка. Это значит, что дефект не может быть устранен посредством проведения ремонтных работ, или расходы по его устранению приближаются к стоимости товара. Существенным недостатком является и тот брак, который неоднократно возникает после проведения работ по его устранению.
При невозможности использования смартфона на протяжении 30 дней (суммарно) в течение каждого года срока гарантии. Если причиной тому стало несколько ремонтов по устранению разных дефектов.
Если срок ремонта превышает сорок пять дней. Такие причины, как отсутствие запасных частей или комплектующих, не являются основанием для продления срока.
Если срок гарантии на смартфон превышает срок гарантии на комплектующее изделие, покупатель вправе предъявлять требование на возврат всего товара. Это прописано в статье 477 части II Гражданского Кодекса РФ.
– На время ремонта могут предоставить другой телефон?
– Да, на срок ремонта, согласно п.2 статьи 20 Закона «О защите прав потребителей», продавец по вашему требованию должен предоставить иной телефон, обладающий теми же основными свойствами. Сделать это магазин обязан в трёхдневный срок.
– Если гарантия истекла?
– Если срок гарантии истёк или не был установлен, то возврат некачественного телефона можно сделать в течение двух лет со дня покупки. Следует учитывать, что наличие производственного брака покупатель доказывает самостоятельно. Все расходы, связанные с проведением экспертиз, ложатся на его плечи.
– Как защищены наши права при покупке смарт-телевизоров, смарт-часов, смарт-холодильников и прочей «умной» техники?
– Изучайте Закон РФ «О защите прав потребителей» и постановление правительства РФ №55 от 19.01.1998 года. Они регулируют возможность замены или возврата технически сложных товаров бытового использования с гарантийным сроком эксплуатации. Всемирный день под девизом «Цифровой мир: надежные смарт-устройства» – повод ещё раз обратить внимание на права потребителей при покупке «умной техники».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев