Корреспондент "Зеленодольской правды", работающий на Московском кинофестивале, вновь рассказывает о последних событиях яркого форума страны и мира. 30 июня в столице прошла официальная церемония закрытия 38-го Московского международного кинофестиваля. По красной дорожке прошли зарубежные гости, отечественные звёзды и президент фестиваля Никита Сергеевич Михалков, по болезни пропустивший открытие. Спела свои песни...
Пожалуй, гламурный шик в этом году ничуть не заслонил основное содержание: обстоятельную и умную кинопрограмму. Гостей было немного, и все они приехали в Москву по делу, представить свои работы, а не просто потешить праздных зевак. Кураторы программ и специальных показов бережно создавали концептуальное пространство для восприятия представляемых ими картин.
Самыми яркими фильмами основной конкурсной программы оказались филиппинская лента "Пелена" и иранская "Дочь". Автор "Пелены" Ралстон Джовер без малейшей сентиментальности рассказывает историю беспризорников в мегаполисе - совсем юный герой и мальчик и девочка постарше предпочли быть бездомными невыносимым условиям приюта, их 10-летний друг Рашид из мусульманской семьи просто не видит никакого смысла часто появляться дома, там отец считает его лишь источником неприятностей, и чем заниматься сыном, лучше заведёт очередную новую жену. Фильм удостоен диплома жюри российской кинокритики, а Тересе Мальвар, исполнительница роли Джинки, попавшей с опасной улицы в несчастную семью, что закончилось ещё большей трагедией, - приза "Серебряный Георгий" за лучшее исполнение женской роли. Уместно было бы наградить весь актёрский ансамбль и, конечно, режиссёра-постановщика, расставившего юных артистов по местам и подобравшего безупречную интонацию изложения.
Свой главный приз российские критики вручили датскому режиссёру Пук Грастен за клаустрофобический параноидальный социальный триллер "37", посвящённый частному эпизоду американской истории (37 свидетелей жестокого изнасилования и не подумали помочь жертве или вызвать полицию); этот же фильм получил приз основного жюри за режиссуру.
Жюри Международной федерации кинопрессы посчитало заслуживающей FIPRESCI award (награда, вручаемая на каждом крупном кинофестивале) южнокорейскую киноленту "Худшая из женщин", сделанную в традиции признанного мэтра Хон Сан-Су. Издательский дом "КоммерсантЪ" свою премию отправил в Коста-Рику, приславшую в Москву неброский "Голос вещей", строгую историю борьбы с невыносимым горем (демонстрируя выдающееся самообладание, героиня-медсестра пытается справиться с отчаянием, вызванным самоубийством двоюродной сестры). Приз зрительских симпатий отдан сербскому режиссёру Милошу Радовичу за "Дневник машиниста", красочный трагикомический опус с Балкан, в котором по праву солирует великий Лазарь Ристовски. Специальные призы жюри Федерации киноклубов России и жюри российской кинокритики достались бразильскому ветерану Рую Герре за в немалой степени утомительную "Память забвения" ("Ложную память").
Высокий зрительский рейтинг сопроводил и показы фильма, оказавшегося в центре внимания как представителей киноклубов, так и главного жюри под руководством болгарского кинорежиссёра Ивайло Христова, - это "Дочь" иранца Резы Миркарими. Этот заметный режиссёр и продюсер, далёкий от диссидентского направления современного иранского кинематографа, привечаемого на европейских кинофестивалях, однажды уже был удостоен "Золотого Георгия" - в 2008-ом году за фильм "Проще простого". Осенью того же года Миркарими заседал в жюри 4-го Международного фестиваля мусульманского кино в Казани "Золотой Минбар". Его новейшая работа посвящена частной истории одной семьи и в то же время всему патриархальному укладу иранского общества. Цельный и полнокровный образ создаёт популярный в Иране Фархад Аслами ("Серебряный Георгий" за мужскую роль). Следует отметить также фантастическую красоту и органику юных иранских актрис. Режиссёр задержался в России, чтобы 1-го июля ещё раз представить уже награждённый "Золотым Георгием" фильм московским зрителям.
Лучшим фильмом документального конкурса признали "Госпожу Б. Историю женщины из Северной Кореи", фильм, утверждающий догмат личного над границами государств и политической конъюнктурой.
Внеконкурсные показы проходили с неизменными аншлагами. Даже на восьмичасовой "Колыбельной печальной тайне" маэстро Лава Диаса, где ожидали самых отчаянных киноманов, зрители сидели на ступеньках. Одной из центральных тем фестиваля стали размышления о судьбе мультикультурной Европы, анализ взаимоотношений различных стран-участниц Европейского Союза. Андрей Степанович Плахов объединил семь фильмов в программу "Европейская эйфория: Между раем и адом". В "румынскую трилогию" сложились фильмы "Сьераневада", "Аттестат зрелости" и "Тони Эрдманн". "Аттестат зрелости" Кристиана Мунджу - история врача из трёхсоттысячного Клужа, жаждущего, чтобы его дочь уехала из пост-социалистической Румынии в Англию. Взаимоотношения отца и дочери из немецкого фильма "Тони Эрдманн" выходят на новый этап в Бухаресте, куда учитель музыки приезжает к успешной, но несчастной бизнесвумэн. Картина Марен Аде великолепно работает на символическом уровне, чего увлечённый зритель запросто может и не заметить. Самым же совершенным фильмом фестиваля следует назвать "Сьеруневаду" Кристи Пуйю, метафизическую эпопею румынского общества, шире - ничтожности жизни и всепримиряемости смерти, на примере большой семьи. Румын Пуйю - современный классик, доказавший, что трёхчасовой фильм, снятый в одной квартире, может смотреться на одном дыхании.
Да, ММКФ удался. Ждём следующего.
Нет комментариев