"Кино в тупике? Женщины покажут выход": Константин Чалый рассказывает о программе 43-го Московского международного кинофестиваля
Волей случая и тектонических сдвигов ковид-эпохи Московский кинофестиваль выдвинулся в ряд крупнейших мировых кинофорумов. Вновь назначенный на конец апреля (открытие - 22-го числа) и, стало быть, обречённый находиться в тени Берлинского фестиваля, традиционно открывающего киногод, в этот раз ММКФ, на который, хоть и со всевозможными ограничениями, допускают зрителей, станет ареной "настоящих" премьер фильмов, отобранных на Берлинале, но увиденных лишь избранными зрителями в онлайн-формате. В сравнении с прошлым годом фестивалю также удалось уйти от преувеличенной национальной центричности: в основном конкурсе только одна картина отечественного производства, в документальном - две, а среди специальных программ разве что "Обратная перспектива", составленная из короткометражных работ молодых кинематографистов, носит ярко выраженный российский характер.
Из этих программ сразу три посвящены кинематографу, создаваемому женщинами. В "Женском кино Израиля" представлены разной продолжительности израильские фильмы XXI века, снятые в том числе разнополыми дуэтами. Вновь окажется на московских экранах такое известное произведение, как "Недалеко от дома" (2005) Види Билу и Далии Хагер, рассказывающее о женской службе в армии. Из шести фильмов программы "Кинематограф Китая. Женский взгляд", напротив, только один длится менее ста минут. Некоторые из этих кинолент - дебютные, все развивают традиции реалистического искусства КНР. В классической женской секции ММКФ, курируемой киноведом Анжеликой Артюх, страны-производители не повторяются. В 2021-ом она собрала воедино работы кинематографисток США, Японии, Бельгии, Нидерландов, Швейцарии, Ирана и азербайджано-турецкую копродукцию.
Есть заметные женские имена и в других разделах. Новая режиссёрская работа знаменитой актрисы Жюли Дельпи отмечена знаком качества программы "Мастера". Фильм Зайды Бергрот о писательнице Туве Янссон попал в "Мир искусств". Пётр Шепотинник и Андрей Плахов отобрали в авторские циклы "8 1/2 фильмов" и "Эйфория изоляции" кинокартины Сюзанны Никкьярелли, Фриды Кемпфф, Айнои Родригес, Аны Кац и Даши Некрасовой.
К столетию со дня рождения французской актрисы Симоны Синьоре (1921-1985) подготовлена программа "Двое" с фильмами Синьоре и её мужа, любимого в России певца и актёра Ива Монтана. Другая архивная ретроспектива, с реставрациями итальянских послевоенных кинолент, обрадует "Ночным портье" (1974) Лилианы Кавани и сразу двумя постановками из разных периодов творчества (начала 60-х и конца 90-х годов) её тоже здравствующей коллеги Лины Вертмюллер. Увы, из мужского состава итальянских классиков в живых числится лишь Паоло Тавиани, половина режиссёрского дуэта братьев Тавиани.
В память о председателе жюри позапрошлогоднего ММКФ Ким Ки-Дуке будут показаны восемь фильмов бескомпромиссного корейца, павшего жертвой пандемии. Премьеры некоторых из них когда-то состоялись в России именно в рамках ММКФ. В программе "Молодые и красивые", в этом году сократившейся до четырёх фильмов, участвует новая киноработа режиссёра из Казахстана Фархата Шарипова, награждённого главным призом как раз жюри-2019.
Председатель жюри прошлого года продюсер и режиссёр Тимур Бекмамбетов завершил биографическую ленту о советском лётчике Михаиле Девятаеве, и её мировая премьера состоится на открытии 43-го ММКФ. Фильм закрытия, дебют финского театрального режиссёра, на этом фоне не выглядит особенно ярко. Но от любого кинофестиваля всегда стоит ждать приятных неожиданностей.
Константин Чалый
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев