Новости Зеленодольска

Зеленодольский район

18+
2024 - год Семьи
Новости

«Фабрика кадров» Юрия Прокофьева. За десятилетия зеленодольский педагог допобразования подготовил сотни технарей

«Живая легенда» – есть люди, про которых иначе и не скажешь. Юрий Васильевич Прокофьев обучает зеленодольских детей различным формам моделизма с 1964 года! Мы его спросили, считает ли он сам себя «динозавром педагогики»?

– Это как посмотреть, – отвечает, хитро прищурившись, наш собеседник. – Со мной, к примеру, сейчас работает Марат Клементьев, которому под семьдесят, а он пришёл ко мне заниматься 58 лет назад. Вот и решайте.

 

У меня талантливых ребят знаете сколько? Капитан первого ранга Саша Кузнецов, живёт на Дальнем Востоке, Идрис Шакирзянов – атомщик, живёт в Дубне, многократный чемпион Европы и СССР Олег Клементьев тоже у меня начинал. Да всех не перечислить! Есть вертолётчики, пилоты гражданской авиации, конструкторы, технологи, начальники цехов...

Юрий Васильевич вспоминает, как в 1955 году, он, девятилетний мальчишка, пришёл в ДК «Родина» в кружок к Акулову, и тот его заставил тупой ножовкой по металлу пилить железную пластину.

 

– Я пыхчу, а Геннадий Петрович улыбается, проверяет, хватит ли у меня терпения. Урок закончился, мы пошли домой, и я твёрдо решаю, что больше к нему не пойду. А на следующий день мой друг Шамиль Шарафутдинов говорит: «Юрка, пошли в кружок». И я, не зная почему, согласился. Так, Шамиль определил всю мою судьбу!

 

Кружок юноша посещал до девятого класса, «заболел» авиамоделизмом, особенно, когда воочию увидел, как его самолётик стремительно рассекает воздух.

 

– Испытал гордость и восторг: смотрите, моя модель летит! А однажды Геннадий Петрович пригласил нас на аэродром в Гари, где сейчас ЗМЗ. И говорит: «Завтра в восемь утра быть всем у военкомата на Комсомольской вместе с моделями. Нас там будет ждать машина «ГАЗ-51». Поедем с курсантами-планеристами. У кого модель пролетит всех дальше, того прокатят на планере».

 

С каким волнением мы отправлялись в ту поездку! У троих модели пролетели приблизительно одинаковое расстояние. Между тем, за соревнованиями наблюдал Николай Александрович Романов, начальник зеленодольского авиационно-спортивного клуба «Сокол». Обещано – сделано: дал нам троим возможность прокатиться на планере с инструктором. И вот тут я, что называется, попал...

Юрий начал ходить в планерный кружок к Романову. В 1964-м окончил ПТУ-22, после которого его пригласили в Дом пионеров, располагавшемся тогда в ДК «Парижской коммуны», – руководить авиа-автомодельным кружком. В тот год набрали его первую группу.

 

 

В 17 лет Юра Прокофьев был уже заправским планеристом. Июнь 1963 г.

 

 

Первая прокофьевская группа, среди курсантов зеленодольского аэроклуба Марат Клементьев. 1964 г.

 

 

В 1972-м поступил в Куйбышевское авиационное училище на специальность «техника-механика». Параллельно учился в казанском аэроклубе на пилота-планериста. А когда в Зеленодольске открыли планерный клуб, переучился на инструктора. Получив «корочки», вместе с другом Алексеем Мишиным вернулся в родной город дипломированным специалистом.

Первое время ребята учились покорять небо на казанских планерах КАИ-12, затем стали собирать свои в ПТУ-22 на Кирпичном. Летали в Гарях и за Волгой – в Нижних Вязовых. Планерный клуб просуществовал до 1987 года. А потом пришёл к власти Горбачёв, который своим указом запретил так называемые «подснежники».

 

 

На демонстрациях машина АСК «Сокол» всегда ехала во главе праздничной колонны. 1 мая 1984 г.

 

 

– Мы все – спортсмены, тренеры, педагоги допобразования – были кем-то устроены. Кто числился слесарем, кто – токарем, ведь на заводах не было ставок пилотов или хоккеистов. А Михаил Сергеевич эту практику отменил, и мы в одночасье превратились в самодельщиков. Следом угробили ДОСААФ. В итоге целое направление работы с молодёжью развалили. А ведь наши воспитанники становятся конструкторами, изобретателями, учёными... Обидно, – сокрушается Юрий Васильевич.

 

Был период, когда он уходил в Казань. Одно время проводил опыление полей на АН-2.

А в 1989-м Римма Михайловна Руппель его пригласила работать в Дом пионеров. Начал одновременно вести авиа-, судо- и автомодельные кружки.

За 33 года это учреждение сменило название, переехало на другую улицу, а 76-летний ветеран всё в строю. Сейчас в его кружке «Юный судомоделист» две группы по 15 человек, при этом дети не забывают об авиации, строят модели самолётов. Воспитанников Юрия Васильевича можно видеть на городском озере во время различных праздников и мероприятий, где они демонстрируют возможности моделей.

 

– Ребёнок, посещающий наши кружки, знает, что с чем можно склеить, как работать с деревом и металлом, он разбирается в чертежах и материалах, и легко отличает латунь от бронзы. Окончив технический вуз, такой парень становится готовым инженером.

 

И сейчас, пока не поздно, ещё можно собрать всех фанатов технических видов под одну крышу, создав молодёжный клуб. Чтобы мы, оставшиеся в живых, могли передать свои знания подрастающему поколению. Ведь Россия – это держава, она не может существовать без собственной инженерной элиты! – заключил Прокофьев.

И с этим трудно не согласиться.

 

За штурвалом знаменитого «кукурузника» АН-2. 2008 г.

 

И сейчас Юрий Васильевич передаёт опыт зеленодольским ребятам. 2016 г.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 

 

Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».

 

 

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев